Чтобы двери не мешали

Дело происходило в 1940-х. Лейтенант ВВС США Дон Серлс служил по мере сил, но не забывал и о более высоких вещах. В частности, он очень хотел построить автомобиль, который, по его мнению, был бы идеальным транспортным средством.

Как гласит история, Серлс задумался о постройке "того самого" автомобиля еще в середине 1930-х во время обучения в колледже. В интервью газете Barksdale Observer в 1949 году особенно досталось дверям, с которыми у Серлса, видимо, отношения складывались не самым лучшим образом: "Я задумался над тем, почему еще никто не создал более практичные двери. Которые закрывались бы легко и одновременно плотно, которые не задевали бы бордюры или другие автомобили на стоянке. Двери не должны мешать посадке и высадке, они должны быть сделаны так, чтобы их было удобно оставлять открытыми. Наконец, они не должны дребезжать и издавать посторонние звуки".

С подобным размышлениями Серлс придумал особую дверь, которая состояла из двух половинок: верхняя часть со стеклом сдвигалась в сторону крыши, нижняя – скрывалась в полу. Направляющие, по которым двигались двери, также играли роль усилителя кузова. Наконец, предполагалось, что для пущего удобства двери будут автоматически открываться и закрываться при нажатии на кнопку.

После окончания войны Дона Серлса отправили в оккупированную Японию. По его мнению, это было идеальное место для постройки первого автомобиля за счет дешевой рабочей силы и наличия квалицированных кадров. В качестве "донора" для первого экземпляра Surlesmobile был куплен Ford GPW.

Подобно кошкам

Работа началась с постройки шасси. Длины рамы оказалось недостаточно для создания желаемого автомобиля, а потому раму нарастили больше чем на метр: с 2030 мм она увеличилась до 3150 мм. При такой длине оказалась недостаточной и ширина автомобиля – колея также была увеличена на 200 мм. Трансмиссию и двигатель решили оставить "родными", разве что двигатель был доработан для того, чтобы увеличить степень сжатия.

Когда работа с шасси и основными узлами была завершена, перед Серлсом встал вопрос постройки кузова. Заготовку машины отправили на автобусный завод в Токио. В результате всех работ Surlesmobile получил округлый и весьма необычный кузов со стеклами из плексигласа, в котором наконец-то была воплощена мечта создателя – та самая удобная и "правильная" дверь.

Без "жертв" не обошлось. В данном случае из-за общей компоновки довольно необычным получился передний ряд сидений, где располагался водитель. Ему было отведено место посередине салона. Торпедо получилось необычайно глубоким – встречаются упоминания о 120 см. Вряд ли водитель смог бы быстро протереть запотевшие стекла на ходу при необходимости, да и обзорность наверняка была далека от образцовой.

Вес автомобиля превысил 2 тонны, но Серлс утверждал, что это совершенно не мешает ему разгоняться до 110 км/ч. Он также гордился продуманной безопасностью авто, о чем отдельно упомянул в интервью для Washington Post. По словам изобретателя, даже при ДТП с переворотом автомобиль всегда будет приземляться на колеса, подобно тому как это делают кошки. 

Необычные двери также должны были "играть" в пользу безопасности: в отличие от классических конструкций сдвижные двери сами по себе не откроются, а значит, спасут жизни водителям и пассажирам. Ремней безопасности на тот момент еще не было (классические трехточечные ремни появились лишь в конце 1950-х), потому Серлс всерьез рассчитывал на свой автомобиль.

"Показатель хорошего вкуса"

Уже по возвращении в США Серлс начал двигаться дальше. Во-первых, был подан патент на получившиеся двери.

Во-вторых, он начал поиск производителей, которые готовы были взяться за серийное производство авто. Изобретатель на самом деле любил Surlesmobile и искренне считал его едва ли не венцом автомобилестроения. В сопроводительной брошюре автомобиль описывался как динамичный, производительный, легкий в управлении и комфортный. И вообще Surlesmobile – это не просто автомобиль, а настоящий показатель хорошего вкуса.

В одном из интервью Дон Серлс сказал, что получал предложения и от General Motors, и от других известных компаний, но подтверждений тому нет. Из доказательств известно лишь о переписке Серлса и Tucker Corporation, да и то она датируется 1948 годом, когда изобретатель все еще находился в Японии.

На деле связываться с Surlesmobile не захотел никто: не то уж слишком необычной и смелой получилась машина, не то возникали серьезные вопросы по ценообразованию, но, скорее всего, свою роль сыграли оба фактора.

Серлс не хотел расставаться с автомобилем до последнего, пока супруге окончательно не надоел его вид перед окнами дома. Машина была продана в частный музей. Кузов был перекрашен, но в остальном никаких работ над авто не производилось. В 2019 году он попал на аукцион, где был продан за $30.800. На текущий момент автомобиль находится уже в Lane Motor Museum в США.

Был ли какой-то толк от автомобиля? Судить об этом трудно, поскольку похожие "провалы" случались множество раз. Однако ту самую сдвижную дверь, за которую Серлс так боролся, все же заметили.

После окончания срока действия патента в относительно короткие сроки похожая дверь, правда, в проеме багажника, появилась у Chevrolet в 1971 году, а затем у Pontiac, Oldsmobile и Buick. Все-таки что-то в ней было.