1951. 1900 Matta

Willys передает привет итальянцам – война и ее брутальные полноприводные открытия отразились в таком внедорожнике, который пригодился местным армейцам. Машина получилась настолько всепролазной и ошеломляющей, что прозвище приклеилось к модели намертво – Matta значит "сумасшедший".

Что по технике? Под капотом 1,9-литровый четырехцилиндровый мотор с карбюратором Solex на 65 л.с., 1250 кг массы, барабанные тормоза и стальная рама. Всего было выпущено больше 2000 таких внедорожников в двух вариациях (AR51 и AR52) за три года, а затем военные "изменили" Alfa Romeo с Fiat и перешли на их технику.

1959. 1000/Mille AF

Легенда гласит, что Lamborghini начинали с производства тракторов, а Alfa Romeo – с... Нет, не с грузовиков, автобусов и троллейбусов, но "тяжелым" машинам посвящена отдельная глава в истории марки. Собирать такую технику на агрегатах немецких Bussing начали еще в 1930-х, а продержалось грузовое направление на конвейере почти до 1970-х.

Например, последним троллейбусом, выпущенным под итальянским брендом, стал Mille AF. Машину производили вплоть до 1964 года, с большего она пригодилась на родине – почти все "рогатые" этой модели для рынка Италии осели или в Милане, или в Неаполе, хотя были поставки и за пределы Апеннин. Последние годы производства 1000-ю серию оснащали моторами OCREN-Sécheron L 336 C мощностью 151 л.с., в целом модель зарекомендовала себя как неприхотливая и относительно бесшумная. Возможно, именно поэтому Mille AF "жил" так же долго, как ЗиУ-9 на постсоветском пространстве, – экземпляры выходили на линию вплоть до 2004 года.

1976. New York Taxi

Во второй половине ХХ века многие европейские и азиатские автопроизводители спали и видели, как покоряют рынок США. Alfa Romeo заходила на него с другими моделями, а вот концепт нью-йоркского такси – это не столько про рынок, сколько про творчество.

Нарисована эта машина была студией ItalDesign, а вдохновили итальянцев на необычный концепт сотрудники нью-йоркского Музея современного искусства. Длина однообъемника составляла примерно 4 метра, в нем были две сдвижные боковые двери, а в салоне нашлось место и для пассажира на инвалидной коляске, и для багажа. В движении это такси будущего приводил 1,3-литровый бензиновый двигатель. В серию машина ожидаемо не пошла и улицы Нью-Йорка не заполонила. А разве могло быть иначе с такой внешностью да в конце 1970-х?

1978. AR8

К 1980-м Alfa Romeo все больше сближалась с Fiat, а тот все усерднее диктовал линию развития комтранса. Знатоки явно угадали, на кого похож этот "головастик", что неудивительно, ведь Alfa Romeo AR8 был "клоном" Iveco Daily первого поколения!

Ничего зазорного в этом нет, ведь первый Daily только в Италии выпускался аж под тремя брендами: кроме Iveco и Alfa Romeo фургоны и грузовички производились как Fiat Grinta. А ведь еще были Magirus для немецкого, Saurer для швейцарского и Unic для французского рынков!

Что касается конкретно AR8, то в его линейку входили три базовые модели 30, 35 и 40, грузоподъемность которых варьировалась от 1300 до 2000 кг, оснащались они 2,5-литровым дизелем Fiat-Sofim 8140 на 72 л.с. Рестайлинг в 1981 году принес новый 95-сильный турбомотор и некоторые косметические изменения, с которыми AR8 оставался на производстве до конца 1987 года.

1989. SZ

Дизайн этого купе настолько суров, будто это результат "греха" BMW E31 и Hummer H1. Однако несмотря на экспериментальную внешность, купе SZ, а затем и родстер RZ дошли до мелкосерийного производства. Что любопытно, первые наброски будущих угловатых форм SZ делал "фиатовец" Роберт Ортон, хотя в дальнейшем машину позиционировали как разработку студии Zagato.

Но самое интересное внутри – помимо чудо-внешности у SZ есть еще и мощный трехлитровый V6 на 235 л.с.! При этом кузов почти целиком изготавливали из стекловолокна. По рынку купе разошлось даже чуть большим тиражом, чем планировалось (1036 экземпляров вместо 1000), а вот родстер неожиданно провалился – чуть больше 200 машин при плане почти 400.

1997. Sportut

К серийному кроссоверу Alfa Romeo пришла лишь в 2016-м, выпустив на дороги Stelvio. Но мало кто вспомнит, что почти за 20 лет до этого итальянцы уже прощупывали интерес публики к легким внедорожникам.

Пятидверный концепт с двухлитровым мотором TwinSpark был создан студией Bertone и показан на Женевском автосалоне в 1997 году. За основу для шасси был взят хэтчбек Alfa Romeo 145, а показатель дерзости в дизайне был выкручен на максимум – просто посмотрите на эти фары или ручки задних дверей! От серийного производства смелый кроссовер отделила банальная причина – конечно, деньги, а точнее – их недостаток у Fiat.

2000. 156 Coloni S1

О легендарном 164 Procar, под кузовом которого скрывался болид Формулы-1, сказано столько, что лишний раз не имеет смысла повторяться. А вот об идейном последователе той машины известно меньше. Заполняем пробел.

Своим появлением Coloni S1 должен быть благодарен, что логично, Энцо Колони – бывшему владельцу итальянской "конюшни" Формулы-1. Идеология прототипа осталась той же, что у 164 Procar, – легкий кузов "как бы" серийного седана, под которым скрывается мотор и технологии Королевы автоспорта: шасси из углеволокна, водитель сидит по центру автомобиля, а за его спиной рычит 3-литровый V6 с возможностью тюнинга до 500 л.с. При этом вес машины – всего 900 кг, так что неудивительно, что прототип легко делал "сотню" всего за 2 секунды.

Однако гоночные трассы Coloni S1 видел только во время рекламных презентаций и съемок для журналистов. Увы, проект оказался слишком дорогим для марки, и итальянцы сосредоточились на более дешевых гонках ETCC, где в итоге добились множества побед и титулов.

Какой Alfa Romeo впечатлил вас? Расскажите в комментариях!

Горячие, итальянские, твои. Alfa Romeo в базе объявлений Автобизнеса