Слишком оригинальный

По понятным причинам разработка никак не анонсировалась, а потому о целях, которые преследовали разработчики, можно говорить уже постфактум. Среди них точно были небольшая масса, маневренность, хорошая аэродинамика и какая-никакая мощность. С оговоркой разве что на тот счет, что двигатель не должен быть большого объема: даже 1,4 литра смогли бы обеспечить необходимую динамику, а также позволили бы сократить расходы на топливо. Машина была рассчитана не то на молодое поколение, не то в качестве второго авто в семье для поездок по городу.

Автомобиль был готов к 1986 году. Название получилось говорящим – Volkswagen Scooter. Scooter получил три колеса, двери типа "крыло чайки" и достаточно округлые и обтекаемые формы передней части, хотя зад все еще оставался "рубленым".

Салон не предполагал перевозку кого-то, кроме водителя и пассажира, – таким мог похвастать любой другой автомобиль компании. Но место для небольшого багажа все же предусмотрели: оно располагалось за сиденьями.

Двигатель находился спереди. На выбор предоставлялось два варианта: литровый мотор имел скромную мощность 41 л.с., а более объемный 1,4-литровый был способен выдавать уже 90 л.с. С последним разгон автомобиля составлял 8,5 секунды до 100 км/ч, а максимальная скорость превышала 200 км/ч. По крайней мере так было заявлено, поскольку в реальности до таких показателей автомобиль никогда не разгонялся.

Зато машина точно получилась экономичной: смешанный расход топлива с 1,4-литровым двигателем не превышал 4,7 литра. Помимо небольшой массы не в последнюю очередь способствовал этому низкий коэффициент лобового сопротивления – всего 0,25.

Беда Volkswagen Scooter заключалась в его необычности. Машина вызывала интерес, но в производство ее не запустили – уж слишком она выбивалась не только из модельного ряда Volkswagen, но и в целом из всей отрасли.

Современные, но все-таки концепты

Однако история Scooter продолжилась уже в косвенном виде. В 2002 году в Volkswagen обсуждали прототип под названием 1 Liter Car.

Имя вовсе не связано с объемом двигателя. Его роль исполнял как раз 300-кубовый дизельный моторчик мощностью немногим более 8 л.с. Масса авто составляла совсем скромные 290 кг, коэффициент лобового сопротивления был чрезвычайно мал – всего 0,159. За счет всех этих наработок машина смогла проехать 100 км даже меньше чем на 1 литре топлива, за что и получило свое название. После того как концерн вдоволь "наигрался" с 1 Liter Car, идея подобных автомобилей вновь была отложена на потом.

"Потом" наступило уже в 2009 году, когда на Франкфуртском автосалоне был представлен концепт L1. Двигатель был уже больше и мощнее – 0,8-литровый TDI на 13,4 л.с. Но главное заключалось не в этом: автомобиль стал гибридом и в суммарном режиме мощность могла доходить до 39 л.с. Дизайн машины также стал современнее, а габариты увеличились. Но это по-прежнему мог быть хороший городской автомобиль.

Некоммерческое детище

И он им все-таки стал. В 2011 году был презентован Volkswagen XL1. В нем водительское и пассажирское сиденья вновь встали бок о бок, внешний вид авто очередной раз подтянули, а заодно не забыли снабдить некоторыми "фишками" вроде керамических тормозов, стекол из поликарбоната и углепластикового монокока. Боковых зеркало не было – вместо них были использованы видеокамеры. Что интересно, на фоне всей это роскоши места электрическим стеклоподъемникам не нашлось – окна необходимо было открывать вручную.

XL1 остался гибридом с небольшим 48-сильным дизельным двигателем и 27-сильным электромотором. Запас хода на электричестве составлял 50 км, аккумулятор можно было заряжать от розетки. При объеме бака 10 л общий запас хода озвучивался до 500 км.

Наконец, с 2013 года XL1 был запущен в серийное производство, которое, впрочем, было ограничено 250 экземплярами: 50 из них были построены для собственных нужд, еще 200 отправились к покупателям. При стоимости авто от 111.000 евро за ним были очереди, а потому среди желающих купить проводился розыгрыш. По его результатам потенциальные покупатели должны были внести предоплату 20.000 евро, а обязательства были подкреплены договором

В Volkswagen не скрывали, что XL1 – разработка некоммерческая, а скорее эксперимент и способ повысить собственный престиж. В 2016 году даже ходили разговоры о постройке XL3, который совместил бы экономичность XL1 и практичность обычных авто, но и это осталось в прошлом. Сейчас концерн всерьез рассматривает будущее, в котором главными будут электромобили, и кажется, шансов нет даже у гибридов.