Готов для любых препятствий

Началом истории можно считать 1934 год, когда американец Томас Поултер участвовал в антарктической экспедиции. Тогда что-то пошло не по плану: руководитель экспедиции из-за снежной бури оказался "отрезанным" от команды, Поултеру пришлось отправиться за ним на гусеничном тракторе. Тогда к нему и пришла мысль о создании специального автомобиля для суровых условий Антарктиды.

Благодаря своей должности научного руководителя в одном из исследовательских фондов Поултер смог донести до руководства мысль о необходимости постройки такого транспортного средства. Работы над ним велись на протяжении двух лет, а машину прозвали "снежным крейсером".

Проблем, которые нужно было решить, было множество. Низкие температуры, бесчисленное количество снега, разломы и трещины на поверхности – вездеход должен был преодолевать любые препятствия. Особенно опасны были именно трещины, ширина которых могла доходить до 4 метров.

Для их преодоления было придумано весьма неординарное решение. "Крейсер" получил длинные свесы, которые позволяли бы передней части оказываться на другой стороне трещины еще до того, как в нее попадет переднее колесо. По неизвестным сейчас причинам от гусениц было решено отказаться.

В 1939 году идея "крейсера" была представлена Конгрессу США. Поултер словно обладал каким-то даром убеждения: сенаторы согласились на финансирование экспедиции, а неизвестные инвесторы решились на спонсирование постройки. Старт экспедиции был назначен на 15 ноября 1939 году – и это с учетом того, что все решения принимались в августе, когда машина даже еще не была построена.

Что ты такое?

Транспортное средство получилось впечатляющим: 17 метров в длину, чуть больше 6 метров в ширину, высота – от 3,7 до 5 метров в зависимости от положения подвески, а вес составил 34 тонны. При этом колесная база равнялась примерно лишь половине всей машины. Передвигаться "вездеход" должен был на более чем 3-метровых 12-слойных шинах от Goodyear, которые были изготовлены из специального морозостойкого компаунда.

Кузов "крейсера" являл собой пространственную раму, обшитую металлическими панелями с утеплением. Машина была настоящим "гибридом". Два двигателя Cummins объемом 11 л и мощностью 150 л.с. не были соединены с колесами напрямую: они были подключены к электрогенераторам, которые приводили в движение четыре 75-сильных электромотора, располагавшихся в гигантских ступицах.

Отдельных слов заслуживает подвеска. Snow Cruiser умел втягивать колеса в арки – и все ради преодоления тех самых трещин. Задумка была следующая: когда передний свес достает  противоположной стороны разлома, передние колеса втягиваются в кузов, а "крейсер" толкается задними. Как только передние колеса окажутся на поверхности, "двигать" машину будут уже они, в то время как роль балласта будут выполнять втянутые в арки задние колеса. Звучит не очень сложно, хотя предполагалось, что на деле эта процедура будет занимать не менее полутора часов. Втягивание колес, к слову, имело еще одну функцию – в арках осуществлялся отвод выхлопных газов, которые могли бы растапливать намерзший на шинах лед. Для дополнительной маневренности все четыре колеса также являлись управляемыми.

В кузове машины разместилась рубка управления, пятиместная спальня, кают-компания, кухня, мастерская, склад и даже парочка запасных колес. На топливных баках решили не мелочиться: они вмещали почти 9500 литров дизеля. Чтобы полезное место не пропадало, на крыше Snow Cruiser так мог расположиться целый биплан.

Первые испытания

Snow Cruiser строился в Чикаго, в Антарктиду он должен был отправиться на судне из порта в Бостоне. Для этого "крейсеру" было необходимо проехать порядка 1700 км, ведь иных вариантов по его доставке попросту не было. Кроме того, это можно было бы считать пусть и не самыми суровыми, но все же испытаниями, в ходе которых удалось бы выявить и устранить "детские болезни".

Максимальная сухопутная скорость крейсера совсем немного недотягивала до 50 км/ч. Проблемой при переезде стали скорее его габариты и вес. Где-то машина не могла вписаться в повороты, где-то препятствием становились мосты, которые точно не были рассчитаны на подобный вес.

И все же переезд в порт в целом прошел удачно. Проблемой стал лишь вышедший из строя усилитель рулевого управления, который удалось починить "в полях". 12 ноября 1939 года Snow Cruiser прибыл в точку отправки. Поултер самостоятельно "загнал" его на палубу, и 15 ноября, как и планировалось, экспедиция стартовала.

Что-то пошло не так

Трудности начались сразу после прибытия в Антарктиду в январе 1940 года. С горем пополам Snow Cruiser смог съехать на сушу, после чего лег на "брюхо". Построенный для покорения Антарктиды  "крейсер" оказался абсолютно беспомощным в реальных условиях. Выход из ситуации был найден: запасные колеса присоединили к передним, а на задние колеса прикрепили цепи. Только так крейсер смог сдвинуться с места и оказался способным хоть как-то передвигаться.

Также выяснилось, что движение задним ходом из-за особенностей распределения массы происходило куда эффективнее. Это добавляло определенные сложности, но назад пути не было: команда отправилась экспедицию. Следующей и очень скорой помехой стали те самые длинные свесы. На неровных поверхностях они становились якорями, цеплялись за "окружение" и не давали крейсеру двигаться. Не спасало даже самое высокое положение подвески.

Двигатели тоже испытывали проблемы – они перегревались. Экспедиция завершилась после двух недель путешествия, за которые было пройдено лишь 148 километров. Поултер покинул "крейсер" и отправился в США, оставив команду в теперь уже стоячем Snow Cruiser для дальнейшей работы.

Из крейсера – в недвижимость

С чем при создании машины точно не ошиблись, так это с проектированием жилых и рабочих пространств, а также с утеплением. "Автодом" оказался более чем пригодным к жизни, а запас топлива и продуктов обеспечивал годовую автономность.

Команда осталась жить в "крейсере" и занялась научными исследованиями. В таком режиме работа продолжилась еще несколько месяцев, после чего последние обитатели Snow Cruiser покинули его окончательно.

О машине вспомнили лишь в 1958 году, когда на нее наткнулась очередная экспедиция. Snow Cruiser занесло снегом, но с момента присутствия на нем первой команды мало что изменилось. После этого след машины теряется окончательно, и в самых рациональных предположениях она до сих пор находится где-то под слоем снега.