Все началось со спорта

Карьеру в мире автогонок Джон Купер строил в послевоенные годы, когда в Великобритании стали появляться новые гоночные чемпионаты и специальные треки. В 1946 году 23-летний Джон вместе с отцом Чарльзом основал компанию Cooper Car, которая занялась разработкой гоночных болидов для Формулы-3 и Формулы-2.

Предложенная ими в 1955 году концепция автомобиля Формулы-1 со среднемоторной компоновкой в итоге привела к успеху. Первую победу в чемпионате болид Куперов одержал в 1958-м, после чего Джек Брэбем за рулем Cooper завоевал два чемпионских титула в Формуле-1 в 1959 и 1960 годах.

В числе легендарных гонщиков, которые управляли болидами Cooper, были сэр Стирлинг Мосс, Брюс МакЛарен и Йохен Риндт. Команда задала тенденцию, открывшую новую эпоху в автоспорте, – с тех пор конструкция болидов со среднемоторной компоновкой прочно закрепилась в "Королевских гонках", а Cooper участвовала в Формуле-1 до конца 1960-х годов.

Джон Купер оказал влияние не только на мировой автоспорт, но и на автоиндустрию. Пока он совершенствовал гоночные болиды, Алек Иссигонис, талантливый инженер и друг Купера, проектировал компактный городской автомобиль для компании British Motor Corporation (BMC).

В августе 1959-го публике были представлены сразу две идентичные машины – Morris Mini-Minor и Austin Seven, которые позже обрели собственный бренд MINI. Длина хэтчбека составляла чуть более 3 м, но пространство внутри автомобильчика (подробнее о нем – здесь) было организовано настолько удачно, что "миник" с легкостью и комфортом вмещал четверых пассажиров и багаж.

Поперечное расположение четырехцилиндрового двигателя мощностью 34 л.с., короткие свесы и разнесенные по краям кузова колеса обеспечили максимально возможный простор в салоне. Машинка, которую Иссигонис изначально задумывал в качестве экономичной и доступной модели, оказалась чрезвычайно маневренной в крутых виражах – и Купер сразу разглядел в ней спортивный потенциал, приступив к созданию серии машин с тормозами большего размера и доработанным двигателем.

Все началось с ограниченной серии из 1000 автомобилей, которую Джон Купер построил с одобрения руководства BMC. Они оснащались двигателем объемом 1 л, его мощность была увеличена с 34 до 55 л.с., максимальная скорость достигала 135 км/ч. Купер также установил коробку передач с измененными передаточными числами, дисковые тормоза на передней оси и более широкие шины. Внешне MINI Cooper отличался контрастным оформлением интерьера и крыши. Продажи новой версии компактного хэтчбека стартовали осенью 1961 года.

Общественность встретила "разогретый" MINI с восторгом, однако это было лишь начало. Убедившись в успехе концепции спортивного хэтчбека, Купер и Иссигонис решили подготовить еще более мощный вариант Cooper S, у которого объем двигателя увеличили до 1071 куб.см, а отдачу подняли до 70 л.с. Подвеска тоже получила ряд важных доработок – новые амортизаторы и усовершенствованные ШРУС, повысившие курсовую устойчивость и отклик рулевого управления. Управляемость Cooper S, увидевшего свет весной 1963-го, сравнивали с гоночным картом.

Cooper S сразу же добился успеха в гонках и на асфальте, и на грунтовых покрытиях. Но по-настоящему легендарным он стал благодаря выступлениям в ралли Монте-Карло – компактный хэтчбек опережал гораздо более крупные и мощные автомобили соперников.

Первую победу в общем зачете ралли Монте-Карло на Cooper S 21 января 1964 года одержал экипаж в составе ирландского пилота Падди Хопкирка и штурмана Генри Лиддона. К слову, в те времена ралли начиналось с предварительного пробега, и Хопкирк в качестве отправной точки выбрал... Минск!

После победы Хопкирк получил поздравительную телеграмму от британского правительства и от The Beatles. Успех Cooper S в ралли Монте-Карло последовал и в следующем году – победу одержали Тимо Мякинен и его штурман Пол Истер. В 1966-м мог получиться и хет-трик: Мякинен, Рауно Аалтонен и Хопкирк, которых прозвали "тремя мушкетерами", разгромили конкурентов, завоевав все три ступени пьедестала почета. Однако комиссары гонки объявили о дисквалификации всех трех MINI за головное освещение, не соответствующее регламенту.

Реванш удалось взять в 1967 году – третий по счету триумф гоночной "трехдверки" MINI на свой счет записал финско-британский экипаж Аалтонена и Лиддона. Хопкирк тогда финишировал шестым.

Серийный Cooper (включая S-версию) выпускался с 1961-го по 1971-й, а в 1970-1980-х годах среди владельцев MINI большим спросом пользовались комплекты тюнинга от Купера. В 1990-м Cooper вновь вернулся в модельную линейку MINI. Под капотом хэтчбека располагалась "четверка" объемом 1,3 л, мощность которой варьировалась от 61 до 63 л.с. Классический "миник", один из экземпляров которого побывал и на тест-драйве Автобизнеса, производился до осени 2000 года (зимой того же года этот мир покинул и Джон Купер). К тому моменту уже был готов преемник легенды.

Больше, комфортнее, быстрее

Приобретение Rover Group (которой принадлежал и MINI) концерном BMW в 1994 году открыло для британской марки новые перспективы. В 1997-м на выставке IAA во Франкфурте был представлен концептуальный MINI Cooper современной эпохи, а в 2001-м дебютировала новая серийная модель MINI. Она оказалась крупнее, комфортнее и технически совершеннее  предшественника, сохранив при этом азартную и точную управляемость.

В отличие от классического MINI версия Cooper была доступна уже с момента старта продаж. Новый двигатель рабочим объемом 1,6 л развивал 115 л.с., до 100 км/ч хэтчбек разгонялся за 9,2 секунды, а максимальная скорость достигала 197 км/ч. Конструкция шасси включала стойки McPherson спереди и многорычажную подвеску сзади, а дисковые тормоза использовались на всех четырех колесах. Представленная осенью 2001 года модификация Cooper S отличалась еще более мощным двигателем, развивающим 163 л.с.

В ноябре 2006 года состоялась премьера нового поколения хэтчбеков MINI. Мощность версий Cooper и Cooper S увеличилась до 120 и 175 л.с. соответственно, а расход топлива и объем вредных выбросов стали ниже. Два года спустя дебютировала версия на тяжелом топливе. Мощность дизельного Cooper D составляла 110 л.с., в то время как мотор на Cooper SD развивал 170 л.с.

Сотрудничество британской компании и семьи Купер продолжилось и в XXI веке. В создании спортивных модификаций MINI непосредственное участие принял сын Джона Купера – Майк. Но в 2007 году права на бренд John Cooper Garages (компания занималась тюнингом серийных MINI) приобрела BMW, а в 2008-м подразделение John Cooper Works (JCW) стало частью MINI. С тех пор такой приставкой обозначаются самые мощные и "злые" модификации серийных моделей марки.

Так, два года назад был представлен самый быстрый MINI для дорог общего пользования – новая "трехдверка" John Cooper Works GP с двухлитровой турбо-"четверкой" мощностью 306 л.с., с которой хэтчбек развивает максимальные 265 км/ч.

Китай поможет

Нынешнее семейство хэтчбеков и кабриолетов MINI (на платформе UKL) дебютировало в 2013 году и с тех пор прошло две модернизации (в 2018-м и в начале текущего года). Дизельные моторы из гаммы были убраны, версия Cooper оснащается турбо-"тройкой" 1.5 мощностью 136 л.с., в то время как более мощным вариантам Cooper S и John Cooper Works полагается двухлитровая "четверка" с отдачей до 231 л.с.

Отметим, что к 60-летию оригинального MINI Cooper в этом году была подготовлена спецверсия Anniversary Edition, основанная на современных "трехдверках" Cooper, Cooper S и John Cooper Works. Ее тираж составит 740 экземпляров.

В 2019 году легендарная фамилия стала использоваться в названии первой серийной модели бренда на электротяге – это хэтчбек Cooper SE. Он оснащается электромотором мощностью 184 л.с. и тяговой батареей емкостью 32,6 кВтч, установленной под полом салона. До 100 км/ч переднеприводный электрокар способен разогнаться за 7,3 секунды, максимальная скорость – 150 км/ч. Паспортный пробег на одной зарядке – от 235 до 270 км (по циклу WLTP).

Напоследок отметим, что на 2023 год запланировано появление хэтчбека MINI нового поколения. Информация об этом появилась недавно, когда были обнародованы первые фотографии будущей новинки в камуфляже. Судя по ним, "трехдверка" сохранит ретрооблик канонической модели. Впрочем, идеология британского бренда постепенно меняется, новый вектор развития MINI уже задан – в частности, к 2030 году марку ждет полная электрификация, а поможет ей в этом китайская Great Wall. Но это будет совсем другая история.