Разность подходов
Для начала заметим, что большинство рейтингов отражает исследования, проведенные в масштабах одной страны. Соответственно в них участвуют марки и модели, представленные на конкретном рынке, более того, присутствующие в достаточном для достоверной статистики количестве. С одной стороны, это позволяет избежать серьезных погрешностей, с другой – мы получаем довольно разных героев в американских и европейских исследованиях.
ТОП-10 надежных марок 3-летних автомобилей (на основании опроса владельцев)
J.D. Power and Associates (США), 2021 год
Место |
Марка |
Кол-во поломок на 100 авто |
1 |
Lexus |
81 |
2 |
Porsche |
86 |
3 |
Kia |
97 |
4 |
Toyota |
98 |
5 |
Buick |
100 |
6 |
Cadillac |
100 |
7 |
Hyundai |
102 |
8 |
Genesis |
102 |
9 |
Lincoln |
106 |
10 |
Acura |
108 |
При этом просто взять все рейтинги и свести в одну общую таблицу не получится из-за различных подходов к их составлению. Проблема даже не в том, что автомобили могут быть разбиты на разные классы и возрастные группы либо вообще могут быть представлены в абсолютном зачете. Существенно различается сам подход к определению уровня надежности у разных исследований.
Скажем, немецкие DEKRA и TÜV оперируют данными, полученными в ходе технических инспекций автотранспорта (аналог нашего техосмотра). Это означает огромный массив данных о миллионах прошедших через станции машин, к тому же объективных, так как неисправности определяются техническими специалистами на основании регламентирующих документов, часто – с использованием инструментальных измерений. С другой стороны, отмеченные неисправности в основном из числа тех, которые не позволяют пройти инспекцию (об этом ниже). Сколько машин вообще не доехало до диагностической станции из-за серьезных проблем с двигателем или коробкой, неизвестно.
ТОП наиболее надежных автомобилей по возрастным группам
(объединенные ячейки означают, что модели заработали одинаковое количество баллов и делят места)
Место |
3-4 года |
5-6 лет |
7-8 лет |
9-10 лет |
11-12 лет |
1 |
Mercedes GLC |
Porsche 911 |
Porsche 911 |
Porsche 911 |
Porsche 911 |
2 |
Mercedes B-class Opel Insignia Porsche 911 |
Opel Karl Porsche Macan |
Audi TT |
Mercedes SLK |
Audi TT Honda Jazz |
3 |
Mercedes B-class |
Audi TT |
|||
4 |
Mercedes GLE |
Toyota Auris VW Touareg |
Mitsubishi ASX |
BMW X1 |
|
5 |
Mercedes GLC |
Mercedes GLC |
Audi Q5 |
VW Golf Plus |
|
6 |
Audi Q2 Hyundai i30 |
VW Golf Sportswan |
Mercedes A-class Porsche Cayenne |
BMW X1 |
Mercedes E-Coupe VW Golf |
7 |
Mazda 2 |
Audi A6/A7 |
|||
8 |
Mercedes A-class |
Mercedes B-class |
Mercedes SLK |
Mercedes GLK VW Golf Plus VW Touareg |
Audi Q5 |
9 |
Mazda CX-3 |
Audi Q5 Mercedes A-class Mercedes GLK |
Audi A3 |
Mercedes GLK |
|
10-11 |
Mercedes C-class |
Audi Q5 |
Ford Mondeo |
Клуб ADAC, наоборот, формирует свои рейтинги на основании обращений владельцев по поводу ремонта. Здесь меньше фактора "перегоревший лампочки" и больше вероятность того, что в статистику попали как раз серьезные неисправности. Впрочем, хватает в отчетах и разряженных аккумуляторов. А это ведь вопрос тонкий – из-за чего "умерла" батарея?
На основании опроса владельцев
Consumer Report (США), 2021 год
Место |
Марка, модель |
% надежности |
1 |
Lexus GS |
100 |
2 |
Kia Niro EV |
95 |
3 |
Toyota Prius Prime |
93 |
4 |
Toyota Prius |
91 |
5 |
Cadillac XT5 |
89 |
6 |
Mazda MX5 |
88 |
7 |
Honda Insight |
87 |
8 |
Toyota Highlander |
86 |
9 |
Subaru Crosstrek |
85 |
10 |
Mazda CX-9 |
85 |
Рейтинги британского издания Auto Express и американского агентства Consumer Reports и вовсе строятся на опросах владельцев, которые проводятся методом анкетирования. Здесь также большой охват автомобилей, но есть риск влияния пресловутого человеческого фактора и субъективизма. Это подходит для рейтингов удовлетворенности покупкой (есть и такие), но можно ли считать их совершенно объективной оценкой надежности – вопрос. Впрочем, какой рейтинг ни возьми, будет к чему придраться.
ТОП-10 надежных автомобилей Driver Power на основании опроса владельцев
Autoexpress (Великобритания), 2021 год
Место |
Марка, модель |
Рейтинг, % |
1 |
Hyundai Kona |
92,35 |
2 |
Kia Rio |
92,16 |
3 |
Mazda CX-5 |
91,65 |
4 |
Toyota C-HR |
91,07 |
5 |
Skoda Karoq |
91,00 |
6 |
Skoda Kodiaq |
90,92 |
7 |
Vauxhall Grandland X |
90,85 |
8 |
Volvo CX40 |
90,60 |
9 |
Kia Sportage |
90,51 |
10 |
Seat Ateca |
90,40 |
В среднем по палате
Как можно объяснить, что в рейтинге TÜV за 2021 год в категории автомобилей в возрасте 8-9 лет Toyota Aygo с показателем 16,7% неисправностей занимает 51-е место, а Citroёn C1 показывает 19,9% и оказывается на 74-й строчке? Две модели выпускаются на одном предприятии и технически идентичны. Точно так же Skoda Citigo (13,6% и 24-е место), Seat Mii (13,9% и 25-е место) и VW Up! (15% и 34-е место) были выпущены на одном заводе в Братиславе, но мы видим, что их показатели надежности пусть незначительно, но отличаются.
Еще один аспект, который стоит учитывать, – статистика говорит о модели в целом, не учитывая модификации. А ведь бензиновые и дизельные версии, обычные и "заряженные", с механической коробкой и автоматической, с минимальным уровнем оснащения и в максимальной комплектации могут демонстрировать ну очень разную надежность, особенно когда возраст авто превышает 5-7 лет, а пробег перевалил за 200 тыс. км.
А для нашего региона важно еще и то, что официально продаваемые на рынке ТС модели по своим агрегатам могут существенно отличаться от европейских версий. Скажем, модели Volkswagen и Skoda российского производства оснащаются атмосферным двигателем 1.6 и турбомотором 1.4 TSI, тогда как эти же модели в Европе получают двигатели 1.0 TSI и 1.5 TSI Evo. "Наши" Renault Logan / Sandero II идут преимущественно с "атмосферниками" 1.6, европейские аналоги Dacia оснащались турбомотором 0.9 TCe и атмосферным 1.2. И так далее. К этому можно добавить и то, что условия эксплуатации и особенности обслуживания в Европе и у нас разные, а ведь в случае с возрастными моделями это также сказывается на их состоянии.
В итоге рейтинг дает некую усредненную оценку по модели, без учета специфики той или иной версии. Но по логике выходит, что наибольшее влияние на это оказывают самые распространенные модификации.
Суть проблемы
Также в рейтингах далеко не всегда указываются конкретные проблемы тех или иных моделей, хотя, например, ADAC и DEKRA наиболее часто встречающиеся неисправности приводят. Мы уже говорили о том, что рейтинг TÜV основывается на результатах технической инспекции автомобилей, а посему основные претензии сводятся к утечкам масла из двигателя или трансмиссии, недостаткам освещения (а это, например, неработающие задние фонари и стоп-сигналы), изношенным тормозным дискам, проблемам с тормозными магистралями, неисправностям подвески, особенно на старых автомобилях.
И это как минимум вызывает два вопроса. Во-первых, часть из указанных проблем в большей степени зависит от своевременного технического обслуживания и дотошности владельца, нежели от надежности самого автомобиля. Как тут не вспомнить, что рейтинг часто возглавляют модели вроде Porsche 911 и Audi TT, за которыми просто ухаживают не в пример лучше, чем за дешевыми малолитражками Renault и Fiat, которые традиционно в самом низу рейтингов. Еще один аспект – пробеги. У тех же суперкаров они гораздо меньше, чем у массовых моделей, причем разница может быть полуторной. То есть интенсивность эксплуатации ниже.
Во-вторых, это…
Цена вопроса
Как правило, рейтинги не отражают стоимость проблем, влияющих на оценку надежности. Да, британская страховая компания WarrantyDirect, которая специализируется на страховании подержанных автомобилей как раз от технических неисправностей в постгарантийный период, ведет такую статистику. Но это скорее исключение из правил. А в итоге, если утрировать, TÜV и DEKRA фиксируют проблемы, мешающие проходить техническую инспекцию, а ADAC – неисправности, которые мешают автомобилю ездить. В итоге рейтинги позволяют получить представление о том или ином уровне надежности/беспроблемности автомобилей, но не о том, насколько дорого неисправности обходятся владельцам.
И тут, согласитесь, есть существенная финансовая разница: часто отмечаемые разряды АКБ и перегоревшие лампочки с одной стороны или же забитый сажевый фильтр и выход из строя мехатроника коробки передач с другой. Тем более если говорим о старых недорогих машинах, когда важнее даже не сама надежность, а ремонтопригодность и стоимость решения проблем.
Как интерпретировать
В общем, к рейтингам надежности стоит подходить с определенной долей скептицизма. Но лишь долей. В отличие от отзывов отдельных владельцев собранная и систематизированная масса данных дает куда более объективную картину. В конце концов, даже у разных рейтингов, как правило, одни и те же лидеры и аутсайдеры, и это о чем-то говорит. А еще влияет на формирование стереотипов и даже отчасти на ликвидность, что уже вполне осязаемо: может, вам лично и все равно, что говорят про ваш автомобиль, но если к марке или модели приклеился ярлык "ломучей", это может отразиться на том, как быстро и выгодно вы сможете свою "ласточку" в дальнейшем продать.
Дилеры новых автомобилей в базе Автобизнеса
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
ChemBro
28 Ноября 2021 5:07
Как можно объяснить, что в рейтинге TÜV за 2021 год в категории автомобилей в возрасте 8-9 лет Toyota Aygo с показателем 16,7% неисправностей занимает 51-е место, а Citroёn C1 показывает 19,9% и оказывается на 74-й строчке? Две модели выпускаются на одном предприятии и технически идентичны.
Потому, что Тойота не ломается (с)