С McLaren в основе

Художник и дизайнер Дэвид Гиттенс нашел себя в том числе в качестве внештатного автора в журнале Car and Driver, для которого снимал и время от времени писал про автомобили на протяжении шести лет. В 1964 году он женился и переехал в Лондон, но тяга к автомобилям от этого не угасла. У него начался новый этап в жизни: обучение и работа уже в области автомобильного дизайна и проектирования. А поскольку одной теорией сыт не будешь, Гиттенс со временем перешел к практике.

Для постройки автомобиля требуются немалые средства, и в случае с Гиттенсом все складывалось как нельзя лучше. Обеспеченный сам по себе, он также заручился поддержкой пары весьма влиятельных знакомых, которые помогли бы наладить выпуск кузова и с прочими возникающими в ходе создания авто проблемами.

Проблем ожидалось много, но Гиттенс и не стремился построить машину совсем с нуля. Благодаря связям ему удалось приобрести подержанный McLaren M1B по очень хорошей цене. Именно он должен был лечь в основу автомобиля под названием Ikenga GT. Икенга – это дух, который олицетворяет различные достижения и успех. Дух часто представляют в виде рогатой статуи, и говорят, что дизайн автомобиля создавался в том числе с расчетом на схожесть с ритуальной африканской маской. Правда это или нет, сейчас уже не узнать наверняка, но внешний вид у авто получился действительно необычным, какое-то сходство с маской все же просматривалось.

Не революционно, но круто

Первая версия Ikenga GT была готова в 1967 году. От исходного McLaren осталось шасси, на котором разместился каркас с кузовными панелями из алюминия. Оригинальный двигатель также был заменен. Вместо него в Ikenga установили 3,5-литровый V8 мощностью порядка 200 л.с., а в дальнейшем, как сообщали отдельные источники, его сменил еще один V8 мощностью уже 325 л.с.

Ikenga GT MK1 просуществовал недолго. В автомобилях всегда можно найти повод для недовольства, а уж в автомобиле собственной постройки тем более. Так на свет появилась Ikenga GT MKII, а затем и версия MKIII. Разбираться в различиях между ними не столь важно – куда интереснее, что получилось в итоге.

А получилось если не революционно, то как минимум круто. Гиттенс позаботился об оснащении авто настолько, насколько это представлялось возможным. Стоит посмотреть хотя бы на лобовое стекло, площадь которого получилась выдающейся. Эксперименты с обычными "дворниками" были, но в конечном итоге в Ikenga GT решили очищать лобовое стекло необычным способом: две щетки располагались прямо по центру стекла и двигались каждая на 180 градусов.

Если с обзорностью спереди все было более-менее понятно, то с обзорностью назад у автомобилей подобной компоновки часто возникают проблемы. Но только не у Ikenga GT. На ее крыше располагались элементы, напоминающие зеркала. Зеркала в них были, но им отводилась вовсе не главная роль, выступали они скорее в качестве дублирующей системы на случай отказа камер. Камеры заднего вида и сейчас не особо популярное решение, а уж в 1960-х это была настоящая диковинка. Картинка с них передавалась на телевизор в салоне, поэтому с обзорностью проблем не должно было быть. Телевизор к тому же предполагалось использовать в качестве мультимедийной системы.

С обзорностью разобрались. Ikenga GT была довольно быстрым автомобилем. С какими именно двигателем проводились испытания, сейчас доподлинно неизвестно, но из характеристик, которые дошли до наших дней, максимальная скорость авто составляла 261 км/ч. Все это было необходимо останавливать, причем желательно с максимально коротким тормозным путем. Штатные тормоза, безусловно, справлялись с этим, но был у них и помощник в виде аэротормоза: секция моторного отсека могла приподниматься, создавая сопротивление воздуху. Было бы интересно замерить эффективность ее работы, но таких данных нет.

Еще в Ikenga GT нашлось место для парктроника, чтобы парковаться было удобнее, а в фарах скрывались люминесцентные лампы, которые Гиттенс предпочел обычным. Насколько хорошо они светили? Трудно сказать, но, наверное, не зря люминесцентные лампы в автомобилях так и не используются.

Люминесцентные лампы также находились и в салоне авто, причем с исключительно декоративными целями. С ними салон становился еще необычнее и уютнее. Посадку на водительское место должен был облегчить съемный руль. Наверняка можно было бы обойтись и обычным рулем, но Гиттенса такой расклад вещей явно не устраивал. Заодно он предоставил владельцу возможность контролировать состояние авто при помощи системы диагностики, которая для обывателя выглядела как россыпь разных ламп. Они могли сообщать о различных неисправностях, а заодно напоминать о необходимости обслуживания.

Наконец, из совсем необычных вещей в описании Ikenga GT можно встретить упоминание системы предупреждения о столкновении, телематической радиосистемы для предупреждения о дорожных проблемах впереди и набор чемоданов от Gucci. Подробностей о них также нет. Если с ролью системы предупреждения о столкновении еще как-то мог справиться парктроник (хотя вопросы к эффективности при движении не на парковке все равно остаются), то телематическая радиосистема еще большая загадка. Набор чемоданов Gucci из этой троицы самая понятная опция, но были они на самом деле или это просто красивый слух, неизвестно.

Гиттенс всячески старался показывать автомобиль всему миру, заинтересованность в нем была. Ikenga GT планировалось выпустить ограниченным тиражом в количестве не более 150 экземпляров, но по каким-то причинам этого не произошло. Гиттенс вернулся в США, с Ikenga GT было покончено. Единственный экземпляр время от времени всплывал в разных местах мира, а последний раз о нем говорили в 2008 году, когда автомобиль вроде бы был продан на аукционе куда-то на Средний Восток.

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса