Комично, но безопасно

В конце 1960-х в США всерьез начали беспокоиться о росте смертности на дорогах. Беспокойство носило отнюдь не номинальный характер: в 1968 году была запущена программа, которая призывала автопроизводителей разработать экспериментальные безопасные автомобили.

В 1970 году появились и первые стандарты, которые оговаривали устойчивость авто к лобовым, боковым и попутным столкновениями. Машины ESV (аббревиатура от "экспериментального безопасного автомобиля") должны были выдерживать столкновения с несминаемым барьером передней и задней частями на скорости до 80 км/ч и боковые удары о столб на скорости до 20 км/ч. Кроме того, контакты с передним и задним бамперами на скорости до 16 км/ч не должны были приводить к необратимым последствиям. Среди прочих требований значились автоматизированные ремни безопасности, поскольку считалось, что именно этот способ поможет увеличить количество пристегнутых водителей.

Mercedes-Benz включился в эту гонку, поскольку программа поощряла участников из других стран, она же привела к созданию Европейского комитета по повышению безопасности транспортных средств.

Первый ESV от Mercedes был готов весной 1971 года: его построили на базе серийного W114 и обозначили как ESF 03 (ESF – аббревиатура уже с немецкого языка). Официальной презентации авто не было, а среди доработок присутствовали более солидные бамперы. Смотрелись они несколько комично, зато машина выдерживала фронтальное столкновение на скорости 80 км/ч.

Публике была представлена уже модель ESF 05, которую показали осенью того же года. Автомобиль выполнял требования стандартов во время столкновения, а заодно получил и другие опции безопасности.

Это трехточечные ремни с ограничителями силы, подушки безопасности для передних и задних пассажиров, а также пенополиуретановые вставки для амортизации удара. Доработки не могли не сказаться на размерах и внешности авто, поэтому для сохранения пространства для ног сзади колесная база была увеличена на 100 мм.

Правда, за безопасность пришлось заплатить весьма странной внешностью. Передний энергопоглощающий бампер сильно выступал, задний выступал не настолько сильно, но также выделялся. Проблемой стал вес авто, который из-за доработок прибавил более 600 кг. Пусть ESF 05 и стал безопасным, но вряд ли желающие его купить выстраивались бы в очередь: все же автомобиль выбирают в том числе и глазами.

В июне 1972 года был представлен ESF 13. Как и предыдущие версии, автомобиль мог спасти жизнь в ДТП, но в этот раз доработки попытались замаскировать таким образом, чтобы внешность оставалась более привлекательной.

И вроде бы это получилось, но автомобиль прибавил в длину еще 530 мм. Подобные изменения не могли не сказаться на весе – итого машина потяжелела на 700 кг. Поскольку речь шла в первую очередь об эксперименте, компанию это беспокоило не настолько сильно.

Работа над безопасным Mercedes продолжилась. Новое поколение под названием ESF 22 появилось весной 1973-го. Теперь автомобиль был создан на базе W116. Он был способен выдержать фронтальный удар со скоростью 65 км/ч. Боковой контакт со столбом допускался на скорости до 20 ум/ч, а боковой удар с другим автомобилем – на скорости до 35 км/ч. В салоне были четыре трехточечных ремня безопасности с преднатяжителями и ограничителями силы для пассажиров, а у водителя появилась подушка безопасности.

Важным шагом в сторону безопасности стало появление ABS, что для 1973 года было прорывом. При этом автомобиль выглядел более "адекватно", а по сравнению с обычным S-классом был тяжелее всего на 285 кг. Кажется, в Mercedes начали понимать, как можно обеспечить безопасность, не принося в жертву управляемость, экономичность и дизайн.

Последним авто из этой серии стал ESF 24, показанный в 1974-м. В его основе был S-класс, который теперь не выделялся бы на дорогах общего пользования. Длина авто увеличилась всего на 265 мм, вес – на 191 кг. Остальные характеристики и возможности были аналогичны ESF 22. Главной задачей ESF 24 была демонстрация прогресса безопасности авто.

Не просто эксперименты

Конечно, в производство ни один из этих прототипов не пошел, но наработки были использованы в серийных моделях: антиблокировочная система, подушки безопасности, автоматические ремни, защита от бокового удара. Среди новшеств отмечают даже общение с водителем при помощи пиктограммы, чтобы как можно меньше отвлекать его внимание от дороги.

После этого о ESF забыли до 2009 года. Вернее, работа в этом направлении по-прежнему велась, но подобные автомобили не выпускались долгое время. Лишь спустя 35 лет Mercedes показал ESF 2009, где поводами для гордости служили уже совершенно другие меры безопасности вроде системы предупреждения о столкновении или подушки безопасности на ремнях.

Подушки безопасности в базе запчастей Автобизнеса