От целенаправленного угона автомобиль могут не спасти даже самые продвинутые системы, другое дело – случайная попытка быстро увести машину у владельца. В подобных случаях задача любых охранных мер – усложнить жизнь злоумышленнику, затянуть время и по возможности привлечь внимание к происходящему.

Это сегодня автолюбители вольны выбирать любые охранные системы. В СССР и постсоветские времена все это было недоступно, владельцы авто выживали как могли. "Противоугонный аэрозольный патрон ПАП-1" как раз наследие тех времен.

Дымит, пугает, выкуривает?

Сейчас информации о нем откровенно немного. Патроны выпускали в ФНПЦ "НИИ прикладной химии" в Сергиевом Посаде, что в Московской области. В каком году было запущено производство подобных систем, выяснить уже трудно, но, судя по немногочисленным объявлениям о продаже патронов на российских барахолках, дело было налажено как минимум в начале 1990-х. Наш экземпляр несколько моложе: дата производства нигде не указана, однако срок эксплуатации 5 лет и годность до июля 2003-го позволяют определить примерно 1998 год.

В чем вообще суть баллончика с интригующей надписью ПАП-1? Как гласит инструкция, при попытке угона авто его салон будет задымлен, а злоумышленник просто не сможет находиться внутри. В сопровождающих инструкциях устройств более старых лет выпуска отмечено, что аэрозоль обладает ослепляющими и "выкуривающими" свойствами. Внутри слезоточивый газ?

Для пущей эффективности инструкция советует использовать ПАП-1 с другими противоугонными средствами. Предугадывая сомнения автовладельцев, авторы изделия также предупреждают о безопасности ПАП-1 для салона. Дерматину, поролону и прочим горючим материалам возгорание не грозит, а сами патроны взрывобезопасны. После их использования останется только как следует проветрить салон. 

Сценарий подключения и использования ПАП-1 прост до безобразия. Патрон следует разместить в салоне авто таким образом, чтобы дым мог свободно попадать в салон, например, под сиденьем. Далее через тумблер патрон подключается к системе зажигания. Остается только придумать, где незаметно разместить сам тумблер, и не забывать его выключать перед началом поездки, иначе можно будет на какое-то время оказаться в шкуре злоумышленника самому.

Проверяем!

Срок годности наших ПАП-1 ограничен 2003 годом, а потому тем интересно проверить не только как это работает на практике, но и работает ли вообще спустя столько времени. Для упрощения процесса, поскольку это все же эксперимент, приведем патроны в действие вне салона автомобиля, минуя установку со скобой и подключением тумблера.

Бах! Первый патрон взорвался со звуком не хуже новогодней петарды. "Крокодил" немного покорежило, оставив в его зубах лишь пластиковую крышку, а сам патрон улетел на несколько метров. Не зря ведь в комплект положили металлический хомут.

До полноценной "дымовухи" патрону далеко, хотя в истории были и такие приспособления, но для салона автомобиля количества дыма более чем достаточно, чтобы находиться внутри было если не невозможно, то как минимум совсем уж некомфортно.

Видимость, следовательно, тоже будет сильно затруднена, да и неподготовленного злоумышленника громкий хлопок от приведения патрона в действие может сильно напугать.

Дым по запаху очень сильно напоминает тот, который остается после взрывов пиротехники. Никаких побочных эффектов, тем более на свежем воздухе, выявлено не было.

Второй патрон был предусмотрительно зажат, но дал осечку. Кроме довольно громкого хлопка, ничем более отпугнуть потенциального угонщика он не смог – дым остался где-то в 2003-м, а потому предъявлять претензии к нему было бы глупо.

Наш вердикт

Хорошее это или плохое средство для защиты авто? По крайней мере лучше, чем совсем ничего. 

Тем более что не такой это уж и пережиток прошлого. Дымовые патроны до сих пор можно встретить в отдельных современных охранных автомобильных комплексах, применяются охранно-дымовые системы и для защиты зданий.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса