Низкий расход топлива обязателен

В 2009 году автомобильный мир слегка встрепенулся: на рынке появился новый игрок. Бывший водитель такси из Нью-Йорка Пол Элио решил заняться бизнесом. И не просто бизнесом, а полноценным производством автомобилей. Полноценных ли автомобилей? Элио объявил о создании нового революционного недорогого трехколесного авто с обязательно низким расходом топлива. Получалось что-то вроде странной малолитражки длиной чуть менее 4 метров и шириной 170 см.

Что же в ней было революционного и прорывного? Трехколесные авто рынок уже проходил, малолитражки с низким расходом топлива тоже не были открытием. Как шутят некоторые, прорыв заключался в том, что при размерах Honda Fit в автомобиль Elio (да, название было выбрано в честь самого предпринимателя) могли вместиться лишь два человека. Зато Elio должен был весить чуть более 600 кг.

Пол Элио утверждал, что расход у Elio будет всего лишь 3 литра топлива на 100 км. И все это благодаря 3-цилиндровому двигателю, разработанному немецкой инженерной фирмой. Заявленное время разгона до 100 км/ч составляло 11 секунд, максимальная скорость – 170 км/ч. Поездки на Elio с такой скоростью трудно представить, но и из более традиционных машин мало кто выжимает все силы. Правда, в прототипе был использован 900-кубовый 55-сильный двигатель с Geo Metro – это такая вариация Suzuki Cultus.

Обещания и отсрочки

Элио не пытался показаться скромным парнем. Он избрал другую тактику: как можно больше шума и громких обещаний. Выпуск первого авто Elio E1 был запланирован на 2012 год, но на практике Elio Motors искала место для производства до 2013-го. Им должен был стать закрытый завод GM. Его покупка стала возможна лишь при содействии штата Луизиана после того, как Элио пообещал создать 1500 рабочих мест на производстве.

После сделки последовало еще одно громкое обещание: производство будет запущено в следующем году. Началась кампания по сбору денег за счет невозвратных заказов будущих покупателей. Первоначальная планируемая цена 6800$ подросла до 7500$. Депозиты будущих владельцев варьировались от 100 до 1000 долларов. И смельчаков было немало – порядка 65 тыс. человек пожелали обзавестись автомобилем Elio.

Много это или мало? Для старта результат неплохой, но на деле у автомобиля в будущем могли бы возникнуть серьезные проблемы. Хотя бы потому, что по законам США он был бы мотоциклом.  А это значит, что во многих штатах для управления им понадобилось бы надевать шлем, что уже сильно портит общее впечатление. Были и другие потенциальные проблемы с аудиторией. Кому мог бы понадобиться Elio? "Погонять" на нем не получилось бы, в качестве авто для семьи с детьми он и вовсе не годится, уровень комфорта был под большим вопросом, притом что за стоимость Elio вполне можно было бы подобрать что-нибудь более интересное на вторичном рынке.

Выпуск был перенесен на 2016 год, затем потребовалась отсрочка уже до 2017-го. В 2017 году счастье тоже не наступило. Компания вышла на биржу для привлечения инвестиций – средств отчаянно не хватало. Для начало требовалось 100 млн долларов, общая же требуемая сумма приближалась к полумиллиарду. Срок производства вновь сдвинулся – уже на 2019 год.

До реального производства все еще было далеко. За почти десять лет с начала создания компании результатов не было. Было построено три Elio E1 для испытаний, несколько автомобилей также было подготовлено в качестве реквизита для фото и рекламы.

В 2018 году деньги закончились. Компания оставалась должна 50 млн долларов, причем недостающие для производства 350 млн так и не были найдены. Элио решил собирать средства при помощи новой криптовалюты ElioCoins. Результаты задумки неизвестны, но стоит полагать, что ни к чему хорошему она не привела. В 2019 году наступило затишье.

Прогноз с молнией

Казалось бы, история окончена. За 10 лет ни один покупатель не получил свой автомобиль. При всей сложности процессов лимиты оправданий и обещаний были исчерпаны. Проект Элио замер на два года, пока в 2021-м внезапно не "ожил" с новым заявлением: Elio – быть!

Но поскольку концепция уже заметно устарела, новый Elio должен стать "электричкой". Пост на страничке компании в Facebook сообщал, что, как только инвесторы будут найдены, автомобиль запустят в производство. С тех пор новостей от компании не поступало, а на официальном сайте лучше всего ситуацию характеризует абзац мелким шрифтом с уведомлением о том, что вся информация носит прогнозный характер и не может считаться правдой.