Мы решили вспомнить несколько самых показательных историй, которые имели разные масштабы и последствия, в том числе и достаточно глобальные. Но начнем все же с "частных" случаев.

РПД как приговор

Дебютировавший в 1967 году NSU Ro 80 имел необычный внешний вид, дисковые тормоза на всех колесах и полуавтоматическую коробу передач, но самое интересное скрывалось под капотом. Немецкий седан стал первым массовым автомобилем с роторно-поршневым двигателем Ванкеля (знаменитый конструктор создал этот двигатель совместно с Вальтером Фройде – оба как раз работали в NSU). Модель даже получила почетный европейский титул "Автомобиль года", но на этом приятная часть истории заканчивается.

Прогрессивные технологии обернулись неважной надежностью, причем в первую очередь это касалось двигателя, который оказался не только откровенно "прожорливым", но также расходовал много моторного масла, а ремонт ему мог понадобиться всего через пару лет эксплуатации. Автомобили отзывали, ремонтировали, даже меняли РПД на традиционный поршневой двигатель производства Ford. Но репутации модели и марки был нанесен серьезный ущерб (за 10 лет было продано чуть более 37 тысяч автомобилей, что ничтожно мало по сравнению с одноклассниками), а компания несла убытки из-за постоянного удовлетворения рекламаций за свой счет. Принято считать, что во многом из-за провала Ro 80 компания NSU не смогла сохранить независимость и впоследствии вошла в состав Audi.

Пресловутый "лось"

Так называемый "лосиный тест" (во время его выполнения автомобиль на скорости резко смещается в сторону, а затем возвращается обратно) стал широко известен после фиаско, которое в 1997 году потерпел Mercedes A-класса (W168). Злую шутку сыграла прогрессивная конструкция компактной модели – высокой, узкой, с сэндвич-полом: при выполнении маневра во время журналистских испытаний автомобиль перевернулся!

Производитель был вынужден признать проблему. Был объявлен отзыв всех выпущенных автомобилей, которым перенастроили подвеску, сделав ее более жесткой, а также добавили систему курсовой устойчивости. Для всех последующих W168 ESP стала стандартным оборудованием.

Красота – страшная сила!

Audi TT первого поколения вышел на рынок в 1998 году и обращал на себя внимание смелым дизайном. Но впоследствии выяснилось, что у динамичной формы имеется недостаток: на высокой скорости на задней оси возникала чрезмерная подъемная сила, что могло стать причиной потери контроля над автомобилем вследствие быстро развивающегося заноса.

Компании пришлось отзывать и модернизировать уже выпущенные автомобили и использовать разработанные технические решения при дальнейшем производстве модели ТТ. В частности, речь идет о стандартном оснащении автомобилей системой ESP, применении более толстых стабилизаторов поперечной устойчивости и установке заднего спойлера, генерирующего прижимную силу.

Больше "газа"!

Впрочем, приведенные выше примеры все же носят локальный характер, поскольку затрагивают лишь отдельные модели, выпущенные не самыми большими тиражами. Но ведь были и куда более масштабные истории!

Сначала только в США, а затем и по всему миру в 2009-2010 годах Toyota была вынуждена отозвать в общей сложности более 8,5 млн автомобилей. Японская компания побила печальный рекорд Ford, связанный с использованием взрывающихся шин Firestone в 2000-х, когда отзывная кампания затронула более 6 млн автомобилей.

Причиной же массового отзыва у Toyota стали случаи самопроизвольного ускорения автомобилей. Изначально было заявлено, что все дело в неудачной форме ковриков, из-за чего педаль "газа" заедает в нажатом положении. Но затем производитель признал, что проблема кроется в самом педальном узле. Так, в официальном сообщении было заявлено, что "по данным исследований компании "Тойота", в редких случаях некоторые механизмы педали акселератора могут изнашиваться, при определенных условиях возврат педали акселератора в исходное положение может быть затруднен". Случаи хоть и редкие, но затронули самые разные модели, продававшиеся на разных континентах, что и привело к столь массовому отзыву.

Подушки опасности

Крупно порой ошибаются и производители компонентов. Самый известный пример – история с дефектными подушками безопасности японской компании Takata. Первые сообщения о проблемах с айрбэгами (при их срабатывании водитель или пассажиры могли получать травмы из-за элементов конструкции) появились в 2013-м, а своего пика скандал достиг в 2015-2016 годах – тогда стало очевидно, что проблема затрагивает десятки японских, американских и европейских автомобильных марок, а общее число автомобилей, которым требуется замена подушек (если суммировать все разрозненные расследования и отзывы), превышает 100 млн экземпляров!

Даже после этого (и как минимум до 2021 года) приходили сообщения об отзывных кампаниях, связанных с продукцией Takata, притом что сам производитель уже был признан к тому моменту банкротом. Неудивительно: помимо загубленной репутации и расходов, связанных с заменой подушек, Takata попала на миллиардный штраф от властей США (впрочем, большая часть этих денег должна была пойти на возмещение ущерба, в том числе компенсацию пострадавшим).

"Дизельгейт", который изменил все  

В данном случае речь идет не об ошибке, а о намеренных действиях, направленных на то, чтобы обойти систему. И это даже похлеще истории с занижением данных о расходе топлива (как, например, у Hyundai в 2010-х) или вообще вопиющего случая с сокрытием жалоб владельцев на неисправности автомобилей, в том числе влияющие на безопасность (это подкосило Mitsubishi в 2000-х). По крайней мере последствия для самого производителя и всей отрасли оказались куда более значительными.

В 2015 году стало известно о том, что программное обеспечение дизельных Volkswagen определенных модификаций (с двигателями семейств EA188, EA189 и EA288) способно распознать тестовый режим на стенде и занижать в этом случае вредные выбросы в атмосферу, тогда как во всех остальных случаях эти выбросы были значительно выше. Причем история затрагивала миллионы автомобилей, проданных на разных континентах.

Скандал разгорелся в США, затем перекинулся и на Европу. Его итогом стала остановка продаж дизельных Volkswagen в США, выкуп уже проданных машин у их владельцев, убытки немецкого автопроизводителя (в том числе из-за штрафных санкций и возмещения убытков) по некоторым оценкам превысили 10 млрд долларов, открытые расследования в отношении его должностных лиц, включая высший менеджмент, привели к отставке тогдашнего главы концерна Volkswagen Мартина Винтеркорна…

Но помимо всего сказанного выше "дизельгейт" привел к экстренной разработке новой стратегии, согласно которой группа Volkswagen переориентировалась на разработку электромобилей, бросив на это направление едва ли не все ресурсы, оставшиеся после потерь от громкого скандала.

Косвенно эта история затронула и других производителей – стали проверять дизельные автомобили разных брендов. И хотя схватить за руку удалось только Volkswagen, вскрылась общая проблема: вписать дизельные двигатели в жесткие экологические нормы крайне сложно, что и вынуждает производителей в том или ином виде подстраиваться или "мухлевать".

В конечном итоге легковому дизелю был вынесен приговор с отсрочкой: практически все компании от него отказываются, постепенно убирая из модельного ряда моторы на тяжелом топливе и прекращая разработку новых поколений ДВС. В качестве временной замены используются гибридные установки с бензиновым двигателем, но конечная ставка сейчас делается на батарейные электромобили.

P.S. Думаете, с массовым переходом на электротягу все проблемы уйдут в прошлое? Как бы не так! Литий-ионные (да и другие) аккумуляторы – штука деликатная. В прошлом году концерн General Motors был вынужден объявить отзыв всех электромобилей Chevrolet Bolt начиная с 2016 года выпуска. Причина – риск возгорания из-за батарей LG Chem. Цена вопроса – 1,8 млрд долларов! В общем, не расслабляемся. 

Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса