А ведь когда-то люди о таком только мечтали. Помните культовый Knight Rider, где говорящему автомобилю KITT отводилась едва ли не главная роль? Тогда это было просто космосом. И на этой волне научной фантастики и неумолимо развивающегося технического прогресса стали появляться первые «говорящие» автомобили в реальности. По понятным причинам до современных систем им было далеко. Первопроходцами в этом деле можно считать Nissan и Chrysler.

Компании шли буквально рука об руку, но более расторопными оказались японцы. Самая ранняя система голосового оповещения появилась еще в 1981 году. Но назвать ее полноценной было сложно: первая версия могла напомнить только о выключении света фар. С воспроизведением аудио тогда всё было не так просто, как сейчас. В Nissan реализовали опцию при помощи специального пластикового диска, с которого, как с пластинки, аналоговым образом считывался звук. Диск был диаметром всего 3 дюйма, а для воспроизведения звука всей этой системе требовался только подключенный динамик.

Если же в авто присутствовала аудиосистема, голосовые оповещения запросто перебивали музыку, как сейчас делают навигаторы. К 1982 году на всё том же трехдюймовом диске Nissan и партнерская National Semiconductor смогли разместить уже пять сообщений. Со временем опция перебралась на другие модели компании, а список уведомлений подрос еще больше. Машина могла предупреждать о затянутом ручнике или о заканчивающемся топливе. Впрочем, чрезмерная болтливость порой раздражала, поэтому уведомления можно было отключать. Если вы скажете, что функционал слишком беден, то будете совершенно правы. Зато машина могла «разговаривать», а всё остальное не так уж и важно!

Разработка Electronic Voice Alert от Chrysler оказалась несколько более «продвинутой», но и появилась в 1983 году. Система со старта предлагала 11 фраз вроде «дверь открыта» или ободряющего «все системы функционируют штатно». Она предлагалась сразу на несколько актуальных моделей авто того времени. В отличие от Nissan в основе Electronic Voice Alert лежал 2-килобайтный чип, что уже было более современным решением. Более того, спустя пару лет в Chrysler перешли на новые чипы объемом 16 килобайт. К слову, та же технология использовалась в говорящих игрушках из 1980-х «Говори и произноси». В Chrysler же решили, что подобную технологию можно внедрить и в автомобиле.

С новыми чипами количество фраз подросло до 24 штук. Автомобиль мог сообщать о низком давлении масла или перегреве двигателя – в общем, всё то, что водители могли узнать и так, разве что без голосового помощника. И всё равно это было круто! Тем более что вся картина дополнялась еще и цифровой панелью приборов.

Правда, чуть позже выяснилось: когда действие вау-эффекта заканчивалось, водители были не очень-то рады чрезмерно общительному авто, оно просто начинало надоедать. И поскольку штатное отключение системы с кнопки появилось позже, Electronic Voice Alert стали отключать простым отключением предохранителя.

Венцом технологий того времени можно считать проект National Semiconductor, который воплотился уже в автомобилях Oldsmobile. Мало того что голосовой помощник предупреждал о каких-то вещах, он еще и рассказывал, к каким ужасным последствиям всё это может привести. Не работает генератор? Срочно в ремонт, иначе всем электрическим системам скоро станет плохо!

Понятно, что ни одна из перечисленных систем так ни к чему и не пришла. Они были самобытны и даже футуристичны, ими можно было удивлять людей, ранее такого не видевших. Но на деле это были просто игрушки, которые со временем надоедали.

Блоки управления мультимедиа в базе объявлений Автобизнеса