Это первая по-настоящему новая модель Lada с 2015 года, когда дебютировали Vesta и уже снятый с производства хэтчбек XRay.

Iskra на локализованной платформе CMF-B

Разработка Iskra началась еще до ухода Renault с российского рынка в 2022 году – французам принадлежала большая часть акций АВТОВАЗа. Изначально проект с заводским обозначением XJO подразумевал проектирование машины на модульной платформе CMF-B разработки альянса Renault-Nissan.

Причем речь шла об использовании упрощенной вариации этой архитектуры Low-Spec (с передним приводом и полузависимой задней подвеской), на которой, в частности, построено семейство Dacia и Logan Sandero третьего поколения. Именно такой «расклад», т.е. создание перспективных моделей Dacia и Lada на одной платформе, предусматривала программа Renaulution, но после сворачивания деятельности французской компании в России АВТОВАЗ был вынужден продолжить разработку Iskra уже самостоятельно.

Последние два года в Тольятти занимались, по сути, реинжинирингом модели и поиском новых поставщиков компонентов, что неизбежно сдвинуло сроки реализации проекта. «Тележка» CMF-B-LS была адаптирована, став, по словам вазовцев, «технологически независимой» – использовано около 400 новых деталей и компонентов, произведенных в России, Китае, Узбекистане и Иране (в частности электроусилитель руля, изготовленный компанией «Итэлма» из Костромы, и китайский вариатор WLY). По словам главы АВТОВАЗа Максима Соколова, в итоге на разработку Iskra было потрачено около $260 миллионов.

Внешний облик «Искры» – это новое прочтение фирменного «Икс-стиля»: в общем и целом выглядит новинка как уменьшенная Vesta, на месте и хромированные «бумеранги» в переднем бампере, но «рельеф» характерных подштамповок на боковинах кузова был изменен, равно как форма и наполнение задних фонарей. Заявлено также, что кузов Iskra прошел тщательную проработку в центре аэродинамических испытаний АВТОВАЗа.

В цветовой палитре Iskra будет доступен новый оттенок – это вишневый металлик под названием «Огонь», в который был окрашен выставочный образец Iskra. В длину новинка достигает 4,33 м, т.е. она примерно на 10 см короче седана Vesta и на 6,5 см длиннее четырехдверной Granta. Ширина и высота «Искры» – 1,77 м и 1,51 м соответственно. Колесная база составляет 2,6 м, заявленный дорожный просвет – 17 см. Объем багажника равен 500 л.

Состав комплектаций Iskra пока не объявлен, но, как сообщают российские СМИ, в «базе» у седана будут тканевый салон, ABS, система стабилизации и две подушки безопасности. Комбинация приборов – с традиционными стрелочными шкалами. У самых богатых версий в списке оснащения значатся также боковые «эйрбэги», климат-контроль, мультимедиасистема с 8-дюймовым экраном (позже появится и виртуальная приборка), круиз-контроль, парктроники спереди и сзади. Доступны колесные диски диаметром 15 и 16 дюймов. Отметим, что реальный список оборудования и доступных опций в итоге может оказаться иным – стоит дождаться официального старта продаж.

На подходе модернизированные двигатели

Для новинки заявлено два знакомых по Granta и Vesta двигателя объемом 1,6 л. Базовый 8-клапанный мотор мощностью 90 л.с. сочетается с 5-ступенчатой «механикой», в то время как 16-клапанному агрегату (106 л.с.) в пару полагается 6-ступенчатая «механика» (по неофициальным данным, это коробка китайского производства и которой, к слову, нет у Vesta) или вариатор.

К слову, старший двигатель 1.6 в скором времени ожидает модернизация (наряду с мотором объемом 1,8 л) – будет усовершенствован газораспределительный механизм, увеличены мощность и крутящий момент, экологический стандарт повысят с Евро-5 до Евро-6, также обещан увеличенный ресурс. Но все это не раньше 2026 года, когда должно начаться производство модернизированных моторов.

Изначально Iskra задумывалась как замена устаревшей Granta, но теперь на АВТОВАЗе официально заявили о том, что новая модель займет рыночную нишу между Granta и Vesta. На это намекает и ценовое позиционирование Iskra, но стоимость пока называется лишь ориентировочная – ожидается, что базовый прайс на седан в России составит около $11 300 в пересчете по нынешнему курсу. При этом производство Granta должно прекратиться в течение ближайших пяти лет, о чем во время ПМЭФ-2024 заявил Соколов. По всей видимости, прямого наследника у Granta не будет – ей на смену окончательно придет Iskra.

Пока представлен только предсерийный образец Iskra – автомобиль все еще проходит цикл финальных испытаний, доводки и настройки всех систем, одновременно ведется подготовка производства на заводе в Тольятти. По планам АВТОВАЗа, до конвейера Iskra доберется в начале следующего года. В дальнейшем модельный ряд «Искры» пополнится универсалом и его приподнятой Cross-версией с пластиковыми накладками по всему периметру кузова.

На первых порах АВТОВАЗ рассчитывает выпускать до 70–100 тысяч единиц Iskra в год. План компании предусматривает вывод на рынок в общей сложности 12 новых и обновленных моделей к 2030 году – к тому времени производитель из Тольятти надеется довести ежегодный объем продаж до миллиона автомобилей.