"30 декабря 2014 года хотел поставить на учет автомобиль. В ГАИ напечатали заявление, я оплатил компьютерные услуги и новые железные "номера". Но сверку пройти не получилось, так как сотрудник ГАИ отправил снимать тонировку. В силу определенных причин сделать это до нового года не получилось. 1 января 2015-го выросла базовая величина до 180 тысяч. Придется ли мне сейчас что-то доплачивать при постановке на учет? Ведь фактически бюджет получил плату за услугу, которую мне окажут, еще до повышения базовой".

Для решения вопроса стоит выяснить, имеет ли обратную силу постановление об увеличении базовой величины.

Так, согласно закону "Об основах административных процедур" началом осуществления административной процедуры является день регистрации заявления заинтересованного лица с приложением всех документов, включенных в перечень (п.3 ст.12).

При постановке автомобиля на учет в регистрирующий орган необходимо представить документы, перечисленные в п.15.11 Перечня административных процедур (утв. Указом Президента РБ от 26 апреля 2010 г. №200), а именно:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  3. Технический паспорт.
  4. Документы, подтверждающие законность приобретения (получения) транспортного средства.
  5. Документ, подтверждающий заключение договора ОСГО.
  6. Регистрационные знаки транспортного средства - для ТС, бывших в эксплуатации.
  7. Документы, подтверждающие внесение платы, и некоторые другие документы.

Закон "О нормативных правовых актах"

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта
Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Таким образом, если регистрация заявления была произведена 30 декабря, значит, повышение базовой величины, введенное постановлением, вступившим в силу 1 января, на данные правоотношения не действует. В самом постановлении также ничего не говорится о его "обратной силе", а потому доплата за уже оплаченные услуги не может быть истребована.

Другое дело, если имеет место просрочка установленного 10-дневного срока для совершения административной процедуры. Никаких штрафных санкций за это не предусмотрено. Однако учтите, что в дорожном движении на таком автомобиле участвовать будет запрещено, что предусмотрено ПДД (п.10.3) и КоАП (ст.18.18).

С другой стороны, просрочка означает необходимость повторной подачи заявления и прохождения процедуры регистрации. При этом в соответствии с п.16 Положения о регистрации "представляемые для регистрации документы и регистрационные знаки сдаются в регистрационные подразделения, за исключением документа, удостоверяющего личность, который после проверки возвращаются собственнику либо его представителю". Из вышеописанного можно сделать вывод, что собранные при первой попытке документы следует считать просроченными, если просрочка произошла по вине заявителя. Подачу заявления, сбор документов и оплату придется производить повторно.

Как нам сообщили в МРЭО ГАИ, в настоящий момент в подобных ситуациях заявителям предлагают просто доплатить разницу, возникшую после увеличения базовой величины. 

Роман САВИНИЧ
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!