"В некоторых статьях ПДД предусмотрена административная ответственность в виде штрафа либо лишения водительских "прав". От чего зависит, будет штраф либо лишение, регламентировано ли это законодательством или зависит только от настроения начальника ГАИ?"

Если откровенно, то оба варианта одинаково не верны. На законодательном уровне рекомендации по применению альтернативных санкций (статей с несколькими видами или размерами санкций) не предусмотрены. Но и говорить о том, что исход дела будет зависеть от настроения конкретного лица, тоже неприемлемо. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  1. чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  3. добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  4. наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  5. совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  6. совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  7. совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  8. совершение административного правонарушения беременной женщиной.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.
3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  2. совершение административного правонарушения повторно;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  7. совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  8. совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  9. совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  10. совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  11. совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи.
3. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье.
4. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Зачастую за одно и то же нарушение для разных людей взыскания могут отличаться. Немаловажным является отношение человека к совершенному деянию.  Например, водитель, который впервые совершил правонарушение и раскаивается в этом. Вполне логично предположить, что для него происходящее является эффективной превентивной мерой, достаточно будет и минимального порога, предусмотренного санкцией. 

А вот когда водитель неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченные штрафы - для таких и предусмотрено максимальное взыскание. Лицо должно осознавать, что совершает правонарушение, которое несет общественную опасность, и нести за это ответственность в полной мере.

"Закончился срок лишения, но по обстоятельствам не могу ближайшие две недели забрать "права". Если меня остановит сотрудник ГАИ, какое наказание мне грозит? По сути, получается, что "прав" я уже не лишен".

Действительно, в таком случае права управления транспортным средством вы уже не будете лишены. Однако водитель по требованию сотрудника ГАИ должен предъявлять документы, в том числе водительское удостоверение. В таком случае сотрудник ГАИ должен будет привлечь вас к ответственности по ст.18.18 КоАП за "управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных Правилами дорожного движения". Санкцией статьи предусмотрено предупреждение или штраф до 2 б.в. (до 360 тыс. руб.).

"Может ли сотрудник вневедомственной охраны остановить автомобиль за нарушение ПДД? Каковы его дальнейшие действия?"

Для начала хотелось бы отметить, что понятие "вневедомственная охрана" упразднено в Республике Беларусь с 1991 года. Сейчас этот орган называется департамент охраны МВД и является частью организационной структуры органов внутренних дел. 

В п.9.1 ПДД установлен перечень должностных лиц, имеющих право остановки транспортных средств. К таким лицам относятся в том числе и сотрудники органов внутренних дел. Однако совершать остановку транспортных средств такие лица вправе лишь "для осуществления возложенных на указанные органы функций".

Исходя из норм Положения о департаменте охраны, к функциям данного подразделения относится, помимо всего прочего, "предупреждение и пресечение правонарушений на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования".

Таким образом, сотрудник департамента охраны, обнаруживший правонарушение, должен его пресечь путем остановки транспортного средства. По требованию сотрудника водитель должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, или водительское удостоверение.

Роман САВИНИЧ
ABW.BY
Фото из открытых источников

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом