Касается ли это автомобилей, ввозимых из России?

Пожалуй, самое главное, что волновало всех автолюбителей, - можно ли будет ввезти автомобили старше 2007 года выпуска из России? Спешим успокоить: можно!

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), вступивший в силу с 1 января 2015 года, распространяется на колесные транспортные средства… в том числе на единичные транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами для собственных нужд.

К перечисленным выше транспортным средствам относятся ТС для перевозки пассажиров, грузов и мототранспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации по автомобильным дорогам общего пользования:

  • грузовые автомобили;
  • ТС, имеющие не менее 4 колес и используемые для перевозки пассажиров (легковые автомобили, автобусы, троллейбусы и.т.д);
  • мототранспортные средства (мотоциклы, квадрициклы, мопеды и т.д.);
  • прицепы к ТС перечисленных выше категорий.

Требования к единичным транспортным средствам установлены по показателям: 

  1. Общей безопасности (требования к устройствам освещения и световой сигнализации). 
  2. Активной безопасности (требования к тормозным системам, шинам и колесам, спидометрам).
  3. Пассивной безопасности (требования к рулевому управлению, ремням безопасности, дверям замкам и петлям).
  4. Экологической безопасности и др.

Где подтвердить 4-й экологический класс?

Документом, удостоверяющим соответствие единичных транспортных средств требованиям ТР ТС 018/2011, станет "Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства".

Как уже отмечалось ранее, проверку выполнения требований и выдачу сертификатов будут осуществлять аккредитованные испытательные лаборатории. К ним относятся:                                                                             

Номер аттестата аккредитации Наименование организации Наименование Срок действия аттестата
BY/112 02.1.0.0098 Филиал БНТУ "Научно-исследовательская часть": 220013, г. Минск, ул. Я. Коласа, 12, уч. к. 8, тел. 8 017 331 26 93 Научно-исследовательская испытательная лаборатория транспортных средств испытательный центр "Белавтосертика" 01.08.2016
BY/112 02.1.0.1739 Общество с ограниченной ответственностью "Центромаш": 220072, г. Минск, пр-т Независимости, 68, ком. 315, тел./факс 284 12 64 Центр инновационных исследований 06.12.2018
BY/112 02.1.0.0405 Государственное научное учреждение "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси": г. Минск, ул. Академическая, 12, тел. 8 017 284 06 84 Научно-технический центр "Республиканский полигон для испытаний мобильных машин" 19.06.2019

Как уже сообщали в Госстандарте, в ближайшее время "планируется развитие сети лабораторий и в других регионах страны". Пока эту процедуру можно пройти лишь в Минске.

Хотя сейчас все же стоит говорить о некоем переходном периоде. Дело в том, что до 1 июля 2016 г. допускается выпуск в обращение транспортных средств, ввозимых физлицами без документов об оценке соответствия, с годом выпуска (модельным годом) не ранее 2007-го. А вот ТС более раннего года выпуска уже сейчас должны будут пройти процедуру оценки соответствия экологическому классу 4 с выдачей свидетельства о безопасности конструкции.

Следует отметить, что данное требование не распространяется на транспортные средства, ввозимые физическими лицами в Республику Беларусь из государств - членов ЕАЭС.

Государства - члены ЕАЭС:

  • Республика Беларусь,
  • Российская Федерация,
  • Республика Казахстан,
  • Республика Армения.

Как выглядит процедура? Можно ли ее упростить?

Оценка соответствия единичного транспортного средства проводится в следующем порядке:

1. Подача заявителем заявки и прилагаемых документов в аккредитованную испытательную лабораторию:
1.1 заявка на проведение оценки соответствия по форме, установленной аккредитованной испытательной лабораторией, в которой должны быть указаны: наименование заявителя, наименование и условное обозначение транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства, название изготовителя транспортного средства;
1.2 документ, удостоверяющий личность заявителя;
1.3 документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
1.4 доказательственные материалы (при наличии), которые подтверждают соответствие требованиям технического регламента. 

2. Идентификация единичного транспортного средства специалистами испытательной лаборатории.

3. Проверка специалистами испытательной лаборатории выполнения требований, предусмотренных ТР ТС 018/2011, посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями.

4. Подготовка специалистами испытательной лаборатории протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства и по ее результатам - оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.

Также в Госстандарте сообщили, что "если единичное транспортное средство относится к типу, который ранее проходил одобрение типа транспортного средства, то свидетельство оформляется специалистами испытательной лаборатории на основании этого одобрения. Информация о выданных одобрениях типа транспортного средства имеется на сайте Госстандарта в разделе "Реестры/Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь/Одобрения" или на сайте Евразийской экономической комиссии". Данная информация может быть указана в заявке в испытательную лабораторию для оформлении свидетельства без проведения испытаний.

Также заявитель может прилагать к заявке в испытательную лабораторию документы (сообщения об утверждении типа транспортного средства, сертификаты, одобрения типа транспортного средства, подтверждающие экологические показатели этого типа транспортного средства), полученные при покупке этого транспортного средства за пределами ЕАЭС и оформленные в рамках Женевского соглашения 1958 года.

В Госстандарте рекомендуют при покупке транспортных средств за пределами ЕАЭС использовать информационные ресурсы компаний - изготовителей транспортных средств с целью отнесения транспортных средств к экологическому классу 4 и выше в соответствии с таблицей 3 Приложения 1 ТР ТС 018/2011.

Роман САВИНИЧ
ABW.BY