Например, постоянный читатель нашего сайта Игорь остался недоволен правовым обоснованием запрета на тонировку со стороны государственных органов. Чтобы разобраться в ситуации, он письменно обратился во всевозможные инстанции, которые, по его мнению, могли дать квалифицированное объяснение запрета. Что из этого вышло, Игорь решил рассказать abw.by:

- Причиной, по которой я начал изучение данного вопроса, стали комментарии представителей ГАИ и Госстандарта.

Как отмечает наш читатель, многие тезисы из указанных материалов представляются весьма спорными:

- Например, в своем комментарии представители МВД говорят: "В соответствии с ТР ТС 018/2011 порядок проведения проверки и объем предъявляемых требований определяются национальным законодательством стран - членов Таможенного союза". Исходя из этого представители МВД делают вывод о том, что в национальном законодательстве Беларуси можно устанавливать собственные требования. Вместе с тем текст технического регламента имеет иное содержание и совершенно иной смысл.

 

Пункт 73 ТР ТС 018/2011 указывает: "Порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран - членов Таможенного союза".

Таким образом, национальное законодательство не может определять свой "объем предъявляемых требований". Требования к транспортным средствам установлены техническим регламентом, а национальное законодательство лишь устанавливает, в каком порядке (какими органами) и в каком объеме (все требования или некоторые) можно эти требования проверять. 

Еще одно несоответствие в комментариях МВД: "В Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года №551, требования к коэффициенту светопропускания для стекол соответствуют требованиям Правила ЕЭК ООН №43 и не противоречат требованиям ТР ТС 018/2011". Требования к коэффициенту светопропускания действительно соответствуют тем, что указаны в техрегламенте, - 70 процентов. Но вот противоречия между ПДД и техрегламентом все же есть. Техрегламент устанавливает, что требования о светопропускании стекол не применяются к задним стеклам легковых автомобилей при условии, что они оборудованы наружными зеркалами заднего вида. При этом требования к обзорности в ТР ТС установлены так, чтобы с их помощью обеспечивалась безопасность ("обзорность" - свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством). 

Таким образом, исходя из буквального понимания ТР ТС, тонировка задних стекол не только не запрещена - напротив, в ТР ТС прямо разрешено не применять к задним стеклам правила/требования ТР ТС. 

Это "разрешение" очевидным образом вступает в прямое противоречие с нормами отечественного законодательства, в том числе с Правилами ЕЭК ООН, которые устанавливают запрет на уменьшение светопропускания заднего стекла.

Обнаружив очевидные противоречия, я решил обратиться во все органы, в которых мне могли бы дать компетентный ответ. Вопросы были достаточно простые:

  1. Имею ли я право нанести тонировку на задние стекла своего автомобиля? В каком порядке, в соответствии с каким правовым актом мне следует действовать?
  2. Могут ли меня привлечь к ответственности на основании ПДД и Правил ЕЭК ООН, если я уменьшу светопропускаемость задних стекол, сделав их непрозрачными, на основании Технического регламента ТС?
  3. Является ли технический регламент окончательным "закрытым перечнем требований", которые не могут толковаться расширительно/ограничительно в национальном праве? Может ли национальное законодательство устанавливать дополнительные требования, не соответствующие техническому регламенту, противоречащие его положениям? 
  4. Каким актом должны руководствоваться уполномоченные лица при техническом осмотре автомобиля и при осуществлении государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения при решении вопроса о степени разрешенной светопропускаемости задних стекол?

Вот что из этого вышло.

Национальное собрание считает, что решение этих вопросов лежит в компетенции МВД.

Комитет государственного контроля относит эти вопросы к компетенции МВД и Госстандарта.

Совет Министров возлагает решение вопросов на МВД, Госстандарт и Минтранс.

Администрация Президента РБ также считает, что ответ должно дать МВД.

Зато в самом МВД не считают, что это вопросы их компетенции, и полагают, что за ответом следует обращаться в Госстандарт и Минтранс. 

- Почему же тогда МВД публично дает комментарии по поводу тонировки, да еще и без четкой правовой аргументации? То же самое хочется спросить и у Госстандарта, - возмущается Игорь.

А из Минтранса нашего читателя также решили отправить за ответом в МВД.

Только один государственный орган - Министерство иностранных дел - дал нашему читателю понятный, полный ответ со ссылками на нормативную базу, что же такое техрегламент, как он должен применяться.

Вообще, получается какой-то замкнутый круг. Правда, не станем лукавить, этого следовало ожидать. Вопросы, сформулированные в обращении, действительно относятся к компетенции различных органов. Например, о том, станут ли штрафовать за тонировку, явно стоит спрашивать у ГАИ; о применение норм техрегламента нужно узнавать в МИДе и т.д и т.п. Таким образом, недостаточно четко сформулированное обращение, по сути, и породило этот замкнутый круг. 

Однако на основные вопросы ответы все же не были получены ни в одном из органов.

- И вот еще что, - продолжает Игорь. - В своем комментарии представители МВД указывают, что "требованиями ТР ТС 018/2011 установлено, что стекла транспортных средств, в том числе и задние, должны соответствовать нормам Правил ЕЭК ООН №43." Хотелось бы, чтобы представители власти обосновали данное высказывание со ссылкой на соответствующие статьи техрегламента. 

В завершение хотелось бы отметить, что в праве существует такое понятие, как иерархия правовых актов, которая строится на их юридической силе. Акты меньшей юридической силы не могут противоречить актам более высокой юридической силы: Правила ЕЭК ООН, утвержденные постановлением Госстандарта, должны соответствовать Правилам дорожного движения (ПДД), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь. В свою очередь, и Правила ЕЭК ООН, и ПДД должны соответствовать в полной мере и без каких-либо изъятий императивным требованиям Технического регламента ТС 018/2011, который является международным обязательством Республики Беларусь, о чем говорится и в письме МИДа. 

- Как следствие, поскольку техрегламент прямо разрешает эксплуатацию транспортных средств с любым коэффициентом светопропускания задних стекол, требования ПДД и Правил ЕЭК ООН, устанавливающие пределы светопропускания, применяться не должны, даже если в эти акты не внесены требуемые изменения, в силу прямого действия техрегламента, - резюмирует Игорь. - При этом в своем комментарии представители МВД отмечают, что "в соответствии с ТР ТС 018/2011 порядок проведения проверки и объем предъявляемых требований определяются национальным законодательством стран - членов Таможенного союза". В то же время никто из них не ссылается на конкретные положения ТР ТС 018/2011, в которых регламентировано право Республики Беларусь вводить дополнительные требования, противоречащие данному техрегламенту.

Послесловие

Напомним, что проблема запрета тонировки известна белорусским автолюбителями уже не один год. И вроде как все успели смириться с необходимостью пользоваться "прозрачными стеклами". Масла в огонь подлило подписание Республикой Беларусь Технического регламента Таможенного союза, который разрешает тонировку задних стекол. Однако позиция МВД остается неизменной с 2006 года, когда запрет на тонировку был введен по основаниям безопасности дорожного движения: якобы ухудшение обзорности приводит к повышенной аварийности. Хотелось бы отметить, что каких-либо данных, подтверждающих взаимосвязь тонировки и количества аварий, нигде не приводится. Но, как говорится, это уже совсем другая история. 

Вопрос противоречия национального и международного законодательства по поводу тонировки необходимо решать здесь и сейчас. Что и пытаются сделать простые люди, но никак не госорганы.

Роман САВИНИЧ
ABW.BY
Фото предоставлены героем статьи