Что нового?

28 сентября на сайте Министерства финансов появился проект изменений в Налоговый кодекс. Текст на 186 страниц, но мы сконцентрируем внимание на транспортном налоге.

Для начала напомним, что Налоговый кодекс (особенная часть) помимо самого понятия транспортного налога, способов извещения и уплаты, размеров ставок и прочих важных нюансов содержал в себе статью 307-3, подразумевающую получение льготы по транспортному налогу. От уплаты освобождались:

  • владельцы машин, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина, 
  • владельцы транспортных средств, снятых с учета до 1 июля 2021 года,
  • лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности.

Что такое трудная жизненная ситуация, какой документ нужно подавать и куда, чтобы данной льготой воспользоваться, в какие сроки он будет рассматриваться применительно к данному виду налога, было не совсем понятно. Теперь же все более-менее встало на свои места. 

Что еще за "трудная ситуация"?

Трудная ситуация бывает разной: кто-то работу потерял, чей-то доход не позволяет выполнять налоговые обязательства, а у кого-то близкий человек болен – тут уже не до зарабатывания денег.

Но какие критерии применяются к оценке "трудности" ситуации и кто ее оценивает? Если обратиться к общей части Налогового кодекса, то согласно п.2.28 ст.13 данного документа:

трудная жизненная ситуация – объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от физического лица, которое оно не может преодолеть за счет имеющихся у него возможностей, и влекущее неисполнение налогового обязательства...

"Не зависящее от физического лица" обстоятельство означает, что если работодатель предлагал вам занять иную должность, а вы не согласились и уволились, то это исключительно ваше желание, которое зависит только от вас. То же самое можно говорить и о безработных, когда рынок труда имеет свободные вакансии по специальности безработного, но человек на них не соглашается. Здесь тоже "воля лица". 

А вот когда болен близкий человек, о чем мы говорили чуть выше, и автовладелец не имеет возможности работать по причине необходимости постоянного ухода за больным, то это весомый аргумент в пользу освобождения от транспортного налога. Но решать это будет не сам автовладелец.

Кто определяет, трудная ситуация или нет?

Статья 35 НК "Льготы по налогам, сборам (пошлинам)" дополнена п.3-1, согласно которому областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставить льготы по налогам, сборам (пошлинам), уплачиваемым в бюджет, отдельным плательщикам – физическим лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. 

Таким образом, главное новшество документа касательно транспортного налога – "соискателям" льгот в точности объяснили, к кому обращаться и сколько будет рассматриваться их заявление. Решение о применении льготы принимает или Совет депутатов, или по его поручению местные исполнительные и распорядительные структуры. Но тут важно понимать, что транспортное средство не должно использоваться для предпринимательской деятельности. Поэтому водитель (владелец) такси такой льготой применительно к своему автомобилю, на котором он работает, воспользоваться не может, как бы сложно в жизни ему ни было.

Как предоставляют льготу?

С заявлением о предоставлении льготы необходимо обращаться в Совет депутатов по месту жительства плательщика. Совет может рассмотреть такое заявление самостоятельно или поручить рассмотрение местным исполнительным и распорядительным органам. Льготы по транспортному налогу предоставляются в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством об административных процедурах (не путать с законодательством об обращениях граждан!).

Частью 2 статьи 12 закона предусмотрено, что для решения о предоставлении льготы либо отказе отводится 15 дней. Больше времени понадобится в том случае, если направлены запросы в другие государственные органы, – тогда не более 1 (одного) месяца, если иные сроки не предусмотрены законодательными актами или постановлениями Совмина.

"Липовать" с целью получения льготы не стоит, так как это, во-первых, основание для отказа в совершении административной процедуры (ст. 25 закона), а во-вторых, такие действия и вовсе могут привести "льготника" в места не столь отдаленные.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.