Владельцу дизельного Volkswagen Transporter не повезло. Переборка двигателя закончилась серьезной поломкой: после запуска клапан загнуло под 90 градусов. О том, что послужило причиной произошедшего – ошибка мастера или некачественные детали, – Автобизнесу рассказали начальник сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области Александр Радовский и официальный представитель УГКСЭ по Витебской области Анна Барышникова.

Не так, как планировалось

– На осмотр судебным экспертам был предоставлен дизельный Volkswagen Transporter. Ему не повезло: ремонт двигателя закончился совсем не так, как планировалось. В ходе экспертизы предстояло выяснить истинного виновника поломки.

Осмотр блока цилиндров показал, что поршень первого цилиндра имеет многочисленные вмятины в районе проточки под выпускной клапан. Кроме того, на днище поршня присутствовала вмятина с образованием излома и параллельно идущей трещины. Гильза первого цилиндра – без повреждений.

Выпускной клапан первого цилиндра с пружинами отсутствовал. На поверхности головки блока цилиндров в районе выпускного клапана первого цилиндра обнаружились различные вмятины.

Внимательно изучая узлы и детали данного автомобиля, судебный эксперт обнаружил, что деформированы также распылитель форсунки и наконечник свечи накала. Седло выпускного клапана первого цилиндра тоже получило повреждение. Помимо этого, пострадал в том числе выпускной канал: на его поверхности появилась продольная борозда с характерным скоплением материала в месте ее окончания.

Подобные повреждения характерны для контакта с выпускным клапаном в процессе работы двигателя.

Чтобы среди причин выхода двигателя из строя исключить некачественный клапан, судебный эксперт-автотехник исследовал его на твердость. На торцевой поверхности стержня твердость клапана составила 50 HRC при норме по ГОСТ не менее 48 HRC, твердость стержня по его длине – 35 HRC при норме не менее 25 HRC.

Детальный осмотр клапана не выявил наличия каких-либо повреждений, характерных для усталостного разрушения детали. Шлаковые включения, пустоты и любые другие дефекты материала также не обнаружены. Единственное, на что стоило обратить внимание, – это наслоение белого цвета и следы контакта с твердым предметом. Поэтому судебному эксперту удалось установить, что причиной излома стала изгибающая нагрузка, которая значительно превысила предел прочности материала.

На стержне выпускного клапана присутствовали следы приработки с образованием зеркального блеска и продольных трасс. Такие же следы обнаружились и на внутренней поверхности направляющей втулки.

Осмотр посадочного места пружин выпускного клапана выявил наклеп и вмятины с изломом по краям. Повреждения также присутствовали на поверхности посадочных мест как внутренней пружины, так и внешней.

На торцевой поверхности внешней пружины были обнаружены следы контакта с предметом с образованием зеркальной поверхности по краям с двух сторон пружины.

Кто виноват?

Эксперт установил, что выход из строя двигателя Volkswagen Transporter является следствием ошибок, допущенных в ходе ремонта.

При установке пружин выпускного клапана первого цилиндра произошел перекос и попадание одного края пружин на ступеньку, образованную в процессе изготовления посадочных отверстий под клапанные пружины. Об этом свидетельствуют признаки, обнаруженные на внешней пружине и посадочных отверстиях под пружины.

Неправильная и правильная установка клапанных пружин

При нарушении установки клапанных пружин в момент воздействия на клапан толкателем происходило неравномерное распределение усилия по всему сечению клапана. В стержне клапана возник изгибающий момент, который привел к работе клапана под наклоном. На это указывают признаки, обнаруженные на стержне клапана и направляющей втулке.

При запуске двигателя изгибающая сила увеличилась до предела прочности клапана, из-за чего произошел его излом в месте наименьшего сечения – по проточке под сухари. Излом клапана привел к выпаданию его из направляющей втулки и повреждению узлов и деталей камеры сгорания. И качество запчастей к этой поломке отношения не имело: к подобным последствиям привела именно ошибка мастера, которую в каком-то смысле можно назвать классической.

Так что при выборе автосервиса нужно отдавать предпочтение проверенным мастерам. Кроме того, передавая автомобиль для проведения ремонтных работ, необходимо заранее четко оговаривать все нюансы и обязательно документально подтверждать условия возмещения затрат на последующее устранение неполадок, которые могут возникнуть по вине мастеров.

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса