"КАСКО, к сожалению, не было"

Автобус Гродно – Брест устроил настоящую бомбардировку автомобиля нашей читательницы: одно колесо из пары прилетело в лобовое Renault, металлический барабан ударил в левое переднее колесо машины, из-за чего оно ушло на 15 см назад и заблокировалось. Автомобиль 2019 года выпуска отправился в кювет и перевернулся на крышу, сработали подушки безопасности.

"У нас только обязательная страховка, КАСКО, к сожалению, не было, – говорит Марина. – Случай признали страховым, страховая компания прислала оценщика, который предупредил, что оценивать причиненный ущерб будет только в пределах установленного лимита по гражданской ответственности".

В результате по акту осмотра получилось, что вред был оценен в размере 30.745 руб. 91 коп. (10.000 евро в эквиваленте), деньги страховая перечислила владелице кроссовера. Однако повреждений, по ее словам, гораздо больше, сумма не покроет ремонт.

"Мы обратились к другому независимому оценщику, который составил акт осмотра и определил, что ремонт экономически нецелесообразен. Подскажите, пожалуйста, как нам поступить далее? Только в суд? При обращении в суд для возмещения вреда какую сумму указать в исковом заявлении? Дело тянется с августа 2021 года, сил уже не хватает", – жалуется Марина.

Про лимит и износ

Поскольку речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности, то у выплат есть лимит. В п.2.1 указа №531 "Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования" записано, что лимит страховой выплаты по договору обязательного страхования в случае дорожно-транспортного происшествия, в котором повреждено имущество потерпевших, ограничен суммой 10.000 евро. Поэтому страховая ограничена именно этой суммой.

Износ – еще один важный фактор, который влияет на итоговые суммы страхового возмещения.

Положение "О страховой деятельности в Республике Беларусь"

187. Размер страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству определяется стоимостью восстановительного ремонта этого транспортного средства на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь – до границы Республики Беларусь), однократную перевозку транспортного средства от места хранения до организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих восстановительный ремонт на территории Республики Беларусь (далее – организация автосервиса), либо от места хранения до границы Республики Беларусь в случае, когда ремонт транспортного средства, находящегося на гарантийном обслуживании, в организации автосервиса, расположенной на территории другого государства, является обязательным условием сохранения срока гарантийного обслуживания, а также расходами на оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда.

Под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей за вычетом износа при замене поврежденных деталей на новые.

Откуда взять деньги на ремонт?

Страховщик насчитывает на детали износ, а автовладельцы в большинстве своем используют новые запчасти, которые дороже "бэушки". Но это не значит, что потерпевший в ДТП не сможет возместить ущерб полностью.

В соответствии с п.160 положения в таком случае можно предъявить виновным в аварии иск о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактическим размером вреда. Так что для получения доплаты придется идти в суд.

Применительно к нашему случаю иск необходимо предъявлять к автопарку, на балансе которого числится автобус, ставший причиной ДТП. При этом в суде можно оставить вопрос о нецелесообразности ремонта, если расчетная стоимость восстановления машины за вычетом стоимости обновления без учета НДС превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая (п.187 положения). 

Постановление пленума Верховного суда Республики Беларусь №9 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами" от 24.06.2004

14. Если разница образовалась в связи с необходимостью замены деталей и производства ремонтных работ, которые не были указаны при расчете страховщиком стоимости ремонта, суд должен выяснить, обусловлена ли такая необходимость характером повреждений транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии. В необходимых случаях для выяснения данного вопроса и определения действительной стоимости ремонта суд назначает автотехническую экспертизу...

16. Обратить внимание судов, что если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая, то в силу экономической нецелесообразности ремонта транспортное средство также считается погибшим (п.187 положения).

Какую сумму заявлять нашей читательнице в суде, должна определить она сама, исходя из имеющихся у нее документов, которые подтверждают затраты на ремонт. В этой части переживать не стоит, поскольку в соответствии со ст.61 Гражданского процессуального кодекса истец вправе увеличить либо уменьшить размер исковых требований в самом судебном процессе. 

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.