Совсем недавно мы писали, что 30% автомобилей на вторичном рынке в России продаются со скрученным пробегом. За это законодатели предложили жестко карать. А что у нас, в Беларуси?

Как сообщили в издании «Аргументы и Факты», в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» предложили ввести серьезное наказание для любителей придавать «молодость» своим машинам за счет «скрутки» пробега. Понятное дело, в сторону уменьшения. Причины таких манипуляций лежат на поверхности – чем меньше пробег, тем больше шансов продать автомобиль по более привлекательной цене. Ведь не секрет, что пробег машины существенно влияет на ее стоимость.

Для начала предлагается налагать штрафные санкции, а при повторном подобном «творчестве» – вплоть до возбуждения уголовного дела. Да, если пробег каждого третьего автомобиля на рынке «бэушки» не соответствует действительности, то с этим нужно что-то делать, ведь страдают от этого простые граждане, не обремененные техническими познаниями о том, как можно проверить настоящий пробег авто перед его покупкой.

И хоть такая машина технически исправна и на ней можно спокойно ездить, то продлиться это может недолго, поскольку ресурс того же двигателя и иных систем транспортного средства может быть на исходе, хотя по километражу на одометре до этого еще далеко.

Правительство России в постановлении №1212 от 5.10.2017 г. указало на необходимость фиксировать пробег в документах на транспортное средство. Хотя по факту это дело оказалось добровольным. А ведь неплохо, да, когда оформляешь страховку – указывается пробег, совершено ДТП – фиксируем пробег в документах, проходишь ТО – вносится пробег в информационную систему, продаешь машину – указание пробега должно быть обязательным. И чтобы все это было в открытом доступе в Интернете.

Если обратиться к образцам договоров купли-продажи, размещенным на официальном сайте ГАИ Беларуси, то вы увидите, что в примерной форме договора купли-продажи транспортного средства необходимости указывать пробег машины перед ее продажей нет. А неплохо бы данный пункт сделать обязательным, чтобы потом найти, кто и на какой стадии владения машиной совершил неправомерные манипуляции с одометром.

Теперь о том, что будет за изменение сведений о пробеге автомобиля. Для физических лиц никакой ответственности административного или уголовного характера у нас в Беларуси нет. Речь может идти только о гражданско-правовой ответственности, если вдруг новый собственник транспортного средства узнает, что пробег в его машине уменьшен, и решит обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи.

Шанс выиграть дело есть – если будет доказано, что во время владения автомашиной конкретным собственником пробег был «отмотан». В данном случае применяются нормы ст. 179–180 Гражданского кодекса, которые говорят о том, что если сделка совершена под влиянием обмана или заблуждения, то такая сделка может быть признана недействительной. Только заблуждение должно иметь существенное значение. А что значит существенное? Ответ на этот вопрос есть:

ч. 1 ст. 179 ГК:
Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

А пробег автомобиля еще как снижает качество предмета сделки (автомобиля), в том числе еще и потому, что до окончания срока ресурса систем, заложенных заводом-изготовителем, может остаться совсем ничего. Но новый собственник уверен, что до этой точки Х еще далеко. И уверен он в этом потому, что его ввели в заблуждение относительно реального пробега машины.

Если пробег отмотали в автохаусе, то тут уже работают нормы закона о защите прав потребителей, который четко говорит о том, что продавец обязан сообщать покупателю полную и достоверную информацию о товаре. Если он (продавец) пробег открутил и указал его в документах, то ни о какой достоверности не может быть и речи. Это является основанием для расторжения договора, если полюбовно договориться не удастся.

Так что с правовой точки зрения максимум, чем ответит непорядочный продавец машины с отмотанным им пробегом, так это расторжением договора плюс судебные расходы и расходы на адвоката истца, и то, если сам факт «манипуляции» будет доказан. Применительно к автохаусам продавец может еще попасть на штраф в размере 100% суммы, присужденной в пользу истца. И тут вот какое дело: каждая сторона в гражданском процессе обязана самостоятельно доказывать факты, которые она приводит суду, а с этим могут возникнуть проблемы. Домыслы «я считаю, что это он» суд не принимает. Об уголовной или административной ответственности речи вообще не идет.

Есть еще такой документ, как Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который запрещает самостоятельно вмешиваться в электронные системы автомобиля. Только как за это накажешь? Если только с каких-нибудь гарантийных обязательств «слетишь».

Сказать, что в Беларуси ничего для борьбы с любителями «скрутить» не делается, нельзя. Пробег автомобиля фиксируется при прохождении техосмотра, и сведения об этом вносятся в информационную систему. Увидеть эти цифры, а также получить сведения о том, была ли машина на работе в такси, можно в открытом доступе. Но такие меры для полноценной борьбы, на наш взгляд, недостаточны.