Один из наших читателей во время поездки на озеро Нарочь обратил внимание, что водители как встречного, так и попутного транспорта просто повально используют ближний свет фар. Некоторые включают противотуманки. А кто-то и вовсе – комплект. И это при том, что фары предназначены для освещения дороги или привлечения внимания в случае ухудшения погодных условий.

А тут – погода ясная, без осадков, поток автомобилей не слишком интенсивный. Тогда зачем фары? Что они дают? И насколько правомерно их использование? Именно такими вопросами озадачился наш читатель.

Ближний свет

Если обратиться к ПДД, то применительно к обычным водителям в светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии):

  • на мотоцикле/мопеде;
  • при буксировке (на буксирующем транспортном средстве);
  • на транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе движения;
  • ежегодно в периоды с 25 мая по 5 июня, а также с 25 августа по 5 сентября.

Последний пункт внесен в ПДД для того, чтобы привлечь внимание детей, которые отправляются на летние каникулы либо возвращаются с них. Бдительность в эти периоды может быть нарушена. ГАИ заранее предупреждает водителей о необходимости использовать ближний свет фар или как альтернативу ему – дневные ходовые огни или противотуманки.

Еще ближний свет в светлое время суток можно использовать при ухудшении видимости транспортного средства на дороге. Например, при ухудшении погодных условий, которые эту видимость ограничивают. А это может быть дождь, гроза, ураган.

П. 2.7 ПДД
Видимость дороги – максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им.

Противотуманки

Тут все проще. Согласно ПДД, противотуманные фары могут использоваться в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги вместе с ближним светом. Их также можно использовать вместо ближнего света в случаях, указанных выше.

А вот задние противотуманные фонари можно использовать только при недостаточной видимости дороги. Кто в теме, знает, как они «слепят» водителей, движущихся позади.

П. 2.30 ПДД
Недостаточная видимость дороги – видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными (метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман, смог).

Дальний свет

Дальний свет должен использоваться только при движении в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от ее освещенности.

Технический регламент

С технической точки зрения требования к световым приборам содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

Любителям «видоизменений» фар и прочих светящих атрибутов следует знать, что количество, расположение, режим работы, свет огней внешних световых приборов должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.

Так, свет красного цвета никак не должен излучаться вперед, а белый свет – назад. Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с документацией завода. Включение задних противотуманных фонарей должно быть обеспечено только при включенном ближнем или дальним свете фар либо противотуманных фарах.

И главное.

Ст. 18.13 ч. 3 КоАП
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки влекут наложение штрафа в размере до трех базовых величин.