Внушительный опыт вождения и технически исправное авто – не всегда гарант того, что автомобиль не станет участником аварии. Погодные условия, неправильное поведение пешехода на дороге, управление в нетрезвом состоянии, превышение скорости и невнимательность обоих участников дорожного движения – все это может стать причиной происшествия на дороге. О том, какие неисправности транспортного средства приводят к аварии, насколько сильны повреждения автомобиля после столкновения с дикими животными, а также о необычных случаях из практики рассказал начальник сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области подполковник юстиции Владимир Руденко.

По следам ДТП

Без участия эксперта-автотехника не обходится расследование ни одного уголовного дела по фактам дорожно-транспортных происшествий. В состоянии стресса участники аварии с трудом могут понять, что все-таки произошло, а тем более объективно дать оценку своим действиям. В некоторых случаях узнать из уст пострадавших версию случившегося уже невозможно. Заключение экспертизы расставляет точки над «i», определяя виновника ДТП.

– Основная наша задача – выяснение технической стороны события дорожно-транспортного происшествия и установление механизма происшествия, – рассказывает эксперт. – Мы исследуем место ДТП, параметры движения участников аварии, их взаимное расположение в момент первичного контакта, а также техническое состояние транспортного средства. Кроме того, мы имеем возможность установить технические возможности водителя транспортного средства предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

На место аварии эксперты-автотехники выбывают в составе следственно-оперативной группы, ведь для объективного исследования необходимо собрать следовую информацию с места происшествия. Это тот случай, когда детали имеют значение. Владимир Руденко поясняет:

– Обстановка места дорожно-транспортного происшествия не может сохраняться долго, следы на месте аварии быстро уничтожаются либо проходящими транспортными средствами, либо под влиянием природы. В связи с этим эффективность расследования ДТП во многом зависит от того, насколько оперативно собрана информация с места происшествия. Поэтому наши специалисты всегда работают на осмотрах, тем более если авария со смертельным исходом.

Человеческий фактор

Причиной ДТП довольно часто становится халатное отношение автовладельца к своему транспортному средству – несвоевременное техническое обслуживание автомобиля, а также несоблюдение скоростного режима.

Имея за плечами двадцатилетний опыт проведения автотехнических экспертиз, специалист отмечает, что порой автовладельцы ведут себя совершенно безответственно по отношению к техническому состоянию своего транспортного средства, мол, поезжу еще немного. Цена такой беспечности – человеческая жизнь.

Владимир Руденко делится случаем из практики, когда водитель недооценил отсутствие запчасти на своем автомобиле:

– При проведении экспертизы проводилось исследование ходовой части автомобиля, где была установлена неисправность в виде отсутствия в конструктивном месте расположения поперечной штанги к кузову автомобиля. Как оказалось, деталь находилась в задней части салона транспортного средства. По результатам экспертизы установлено, что утрата этого элемента ходовой части произошла до происшествия: вероятно, что при движении водитель потерял автомобильную деталь и положил ее в салон. Это стало причиной потери устойчивости и управляемости автомобиля и повлекло его опрокидывание. К сожалению, для водителя все закончилось летальным исходом.

Наиболее частые неисправности систем транспортных средств, которые являются причиной либо одной из причин ДТП, связаны с дефектом либо образованием критического износа деталей и узлов транспортных средств. Кроме того, встречаются случаи, когда во время движения у водителя отсутствует техническая возможность предотвратить столкновение из-за отказа тормозной системы по причине утечки тормозной жидкости из трубопроводов, имеющих сквозные повреждения или подверженных обильной коррозии. Таких примеров в экспертной практике немало.

Так, в Березовском районе 35-летний водитель не справился с управлением, съехал в кювет и в итоге столкнулся с придорожным деревом. Он и двое пассажиров получили телесные повреждения и были госпитализированы.

В ходе проведения автотехнической экспертизы было установлено, что причиной ДТП стал критический износ шарнира правого наконечника тяги сошки и эксплуатация данного узла без смазки. Если бы водитель следил за техническим состоянием транспортного средства, аварии можно было бы избежать…

Притормози

Водители – участники ДТП зачастую рассказывают, что ехали с допустимой скоростью и авария произошла по не понятным им причинам. И вот так это или нет, могут установить эксперты-автотехники.

– При проведении автотехнической экспертизы, – поясняет эксперт, – мы устанавливаем параметры движения транспортных средств, наличие у водителя возможности предотвращения происшествия с момента возникновения опасности для движения, соответствие действий водителей требованиям Правил дорожного движения и нахождение в причинной связи, выявленных нарушений ПДД с совершенным происшествием. Скорость движения транспортного средства устанавливаем расчетным методом. За основу берем длину зафиксированных следов торможения при осмотре места происшествия. Также при исследовании видеозаписи момента происшествия можем определить скорость и другие параметры движения транспортного средства. А это очень важно для расследования такой категории преступлений.

Опираясь на личный опыт работы на местах аварии, Владимир Руденко объясняет, что риск летального исхода в случае столкновения автомобиля может быть и при скорости 60 км/ч. Бывали случаи сильного травмирования и даже гибели при резком торможении на сравнительно небольших скоростях. Например, при перевозке груза. Резкое нажатие на педаль тормоза – и груз по инерции перемещается вперед и травмирует людей в салоне.

А бывает так, что водители превышают установленную скорость движения в два раза. При максимально разрешенной скорости в населенных пунктах 60 км/ч скорость движения мотоцикла однажды составляла 130 км/ч, а при ограничении скорости в 90 км/ч – 180. Но при достаточном объеме информации специалистам реально определить фактическую скорость движения автомобилей на момент совершения ДТП.

Осторожно, лось!

Страх многих автомобилистов, проезжающих вдоль лесного массива, – встретить дикое животное, перебегающее дорогу. Ведь в таких ситуациях развязка событий может быть весьма трагична, даже несмотря на техническую исправность машины, движение с допустимой скоростью и собранность водителя. Как отмечают эксперты-автотехники, в большинстве случаев предотвратить происшествие возможности просто нет.

– Наиболее опасные наезды на высоких животных, так как при ударе туша в несколько сотен килограммов падает на капот. Встречаются случаи, когда при столкновении животное попадает прямо в салон через лобовое стекло, – рассказывает Владимир Руденко.

Последствия таких аварий для транспортного средства могут самыми разными – от трещин на бампере и проломленной решетки радиатора, до деформации капота по всей его площади, салона и выбитого лобового стекла. К сожалению, некоторые «звериные» ДТП заканчиваются для водителя и пассажиров летально.

Вот пример. На 120-м километре автодороги P85 Слоним – Высокое, вблизи д. Полевая Речица Жабинковского района, произошло столкновение автомобиля Citroёn с автопоездом. В результате дорожно-транспортного происшествия водитель легковушки с пассажиром скончались на месте происшествия. Как оказалось, перед автомобилем выбежала косуля. Чтобы избежать наезда на животное, водитель Citroёn выехал на полосу встречного движения, где и столкнулся с автопоездом.

ДТП с участием диких животных чаще случаются в пятницу, субботу и воскресенье. Именно в эти дни наибольший автомобильный трафик. При встрече на дороге зверя многие водители подают звуковой сигнал, однако это, как правило, еще больше пугает животное и может стать причиной его непредвиденной реакции.

Выражаем благодарность управлению ГКСЭ по Брестской области за предоставленный материал