Не так давно пришла новость из соседней с нами России: в Санкт-Петербурге инспекторы ГАИ стали штрафовать автомобилистов и мотоциклистов за чрезмерно шумные транспортные средства.

Вооружившись специальными приборами, измеряющими уровень шума, а порой и просто с фонариком в смартфоне, местные инспекторы проводили осмотры и замеры. В основном к ответственности привлекали по ст. 8.23 КоАП РФ «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума». Любителям не предусмотренного заводом-изготовителем «тюнинга» выхлопных систем дополнительно выписывали штрафы за внесение изменений в конструкцию транспортного средства (ст. 12.5 КоАП РФ).

Что интересно, владельцу автомобиля или мотоцикла выдавалось предписание об устранении неисправностей. Если в течение 10 дней оно не будет выполнено, регистрация транспортного средства аннулируется. Вот такой простой и действенный способ борьбы с шумными хулиганами на улицах у наших соседей.

В Беларуси регистрация транспортного средства также может быть аннулирована – по основаниям, предусмотренным п. 54 постановления Совмина №1849 «О государственной регистрации и государственном учете транспортных средств». Но это касается случаев, если при регистрации использовались поддельные документы или был видоизменен VIN-номер.

За запрещенный законом «тюнинг» выхлопных систем с целью придать им повышенный уровень шума у нас могут наказать по ч. 2 ст.18.11 КоАП Беларуси за управление транспортным средством, имеющим неисправности, а также с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено участие в дорожном движении.

2. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в части 1 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, влечет наложение штрафа в размере до одной базовой величины.

Прямо скажем – не так много в денежном выражении, чтобы заставить автовладельца привести свое транспортное средство в предусмотренное заводом-изготовителем состояние.

Так, в п.194 ПДД указано, что запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, конструкция которых не отвечает требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

Дополнительно в правилах содержится норма о том, что запрещено ездить на транспортном средстве при отсутствии предусмотренных конструкцией элементов либо установленных не предусмотренных изготовителем систем и элементов (п. 50 Приложения №4 к ПДД, глава 7).

Сам Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», требования которого обязательны согласно ПДД, содержит критерии по уровню шума, которые превышать нельзя. В документе прямо указано, что вносить изменения в конструкцию выхлопной системы запрещено. В противном случае транспортное средство будет иметь несоответствие, что обязательно отметят при прохождении техосмотра.

Если изменения в конструкцию выхлопной системы не вносились и машина шумит сама по себе, то значения по уровню шума не должны превышать 5 дБА от предусмотренных заводом-изготовителем.

Тем не менее отсутствие специальной нормы, регулирующей ответственность за использование шумных мотоциклов и машин, не повод не реагировать на это. Как мы говорили выше, штраф в 1 базовую – мера так себе.

При этом у нас также есть такие меры, как неисполнение письменного требования (предписания). И за это статьей 24.1 КоАП предусмотрен штраф уже в 20 базовых величин. Никто не запрещает инспектору ГАИ такие предписания выписывать тем, до кого полумеры не доходят.

А еще есть такая статья административного кодекса, как «Мелкое хулиганство» (ст. 19.1 КоАП). За действия, нарушающие общественный порядок или спокойствие граждан, которые выражаются в явном неуважении к обществу, можно получить до 30 базовых, общественные работы или административный арест до 15 суток. Как раз время на размышления о том, стоит ли досаждать людям излишним шумом, издаваемым транспортным средством.

Как нам известно, отечественные правоохранители на практике используют полный набор форм и методов, которые позволяют наказывать шумных водителей. Чаще всего начинают с малого. А уж если реакции нет, применяют все меры. Ведь цель наказания не только в его неотвратимости, а в том числе и в перевоспитании нарушителей, о чем говорится в Административном кодексе.

До аннулирования регистрации транспортных средств за излишний шум у нас дело пока не дошло, такого закона нет. Но подумать над этим белорусским законодателям, по нашему мнению, стоит. Пример российских правоохранителей в помощь.