К нам обратился наш читатель Валентин, который, возвращаясь на выходных с отдыха, столкнулся с дилеммой – с какой скоростью можно ехать на конкретном участке дороги.

Валентин: «Ремонт дороги закончился уже давно, недели три как. Вдоль дороги выставили временные дорожные знаки, ограничивающие скорость движения в 40 км/ч. Основные дорожные знаки были зачехлены. Но после окончания ремонта чехлы сняли.

Мне показалось странным, что временные знаки при этом остались на своих местах. Еще в автошколе меня учили, что водитель при выборе скорости автомобиля вроде как должен руководствоваться временными знаками. Но в сочетании с основными другие водители могут, на мой взгляд, запутаться. А если впереди экипаж ГАИ? Оправдываться, что, мол, временные знаки после ремонта не убрали? Такой себе аргумент. Как же ехать?

И должны ли дорожные службы сразу же после ремонта дорог убирать временные знаки и в какие сроки?»

Как следует из ПДД, дорожные знаки подразделяются на постоянные и временные, предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса и знаки дополнительной информации (таблички).

Знаки на желтом фоне, за исключением знаков «Контроль установленной скорости», «Начало и конец контроля средней скорости», относятся к временным и применяются в местах проведения ремонтных работ (приложение №2 к ПДД).

Правила применения технических средств организации дорожного движения (к ним относятся дорожные знаки) говорят о том, что постоянные дорожные знаки, противоречащие установленным временным, должны быть сняты, зачехлены или повернуты обратной стороной к проезжей части дороги. В нашей истории так и было сделано.

По истечении условий, в связи с которыми применялись временные знаки, например, после окончания ремонта дороги, временные дорожные знаки должны быть демонтированы, а постоянные восстановлены. Но в какие сроки это должно произойти – технический документ не конкретизирует.

Обратимся опять к ПДД. Там есть пункт о том, что должностные и иные лица, ответственные за эксплуатацию дорог, обязаны организовывать обозначение мест проведения ремонтных работ, а после окончания таких работ – принять безотлагательные меры по приведению дороги в состояние, обеспечивающее беспрепятственное и безопасное движение по ней (п. 210 ПДД).

Слово «безотлагательно» вроде как означает «сразу». То есть как только закончен ремонт дороги, временные знаки должны быть убраны. Но, возможно, у дорожников свое понимание этого термина.

И тут возникает вопрос к законодателям: может, применение в законодательных актах таких слов и выражений, как «безотлагательно», «незамедлительно», «своевременно», «заблаговременно», «со скоростью идущего рядом пешехода», «безопасная дистанция» стоит как-то измерять в цифровом выражении? Сколько это конкретно по времени и расстоянии? Ведь при привлечении водителя к ответственности в постановлении ГАИ не должно быть домыслов и предположений – это обязательное требование к процессуальному документу.

Полагаем, что в случае, который описал Валентин, представители дорожных служб требований по приведению дороги в ее первоначальное состояние не выполнили. Хотя опять-таки, если в их инструкциях конкретные цифры и сроки не прописаны, то к ответственности их вряд ли можно привлечь.

А теперь к главному вопросу читателя. В соответствии с п. 4, главы 1, приложения №4 к ПДД «Дорожные знаки», в случаях, когда значения временных и постоянных знаков противоречат друг другу, участники дорожного движения должны руководствоваться временными знаками.

В противном же случае, если водитель решил руководствоваться основными знаками при наличии временных – инспектор ГАИ привлечет его за невыполнение требований временных знаков. Даже несмотря на то, что постоянный знак не зачехлен, не убран или не отвернут в обратную сторону дороги, как того требуют технические инструкции.