Объявление о продаже 20-летнего VW Passat B5 «провисело» в интернете очень недолго. Небольшая цена из-за возраста, проблемы по кузову, куча нюансов по мелочам – все это могло отпугнуть потенциального покупателя, но только не перекупов. На самом деле устранить имеющиеся недостатки дело не такое хлопотное и не такое затратное, как кажется на первый взгляд. В нашей истории автомобиль решил выкупить один из автохаусов – чтобы привести его в порядок и впоследствии перепродать.

Поскольку машина прошла сверку в ГАИ и уже была снята с учета в г. Борисове Минской области, документы недоверия не вызвали. Сделку оформили по договору с должной регистрацией, после чего автомобиль поехал в гаражи для наведения «марафета». Много времени это не отняло, и вскоре товар занял свое место на площадке комиссионного магазина.

Сюрприз с VIN-номером

Покупатель нашелся быстро – им оказался пенсионер, который решил, что именно VW Passat послужит еще своему владельцу верой и правдой. Возраст автомобиля не смутил. Да и все документы были в порядке.

Но при постановке авто на учет инспектор ГАИ, проводящий осмотр, засомневался в достоверности VIN-номера машины. Он долго смотрел, зачищал место его штамповки на кузове – и в итоге вызвал следственно-оперативную группу милиции для проведения проверки.

Практически одновременно с правоохранителями приехали и представители комиссионки, продавшие эту машину клиенту. Нужно отдать должное продавцам: они сразу заверили покупателя, что оперативно готовы помочь решить вопросы, если таковые возникнут.

Была назначена экспертиза, целью которой был ответ на вопрос «Изменялся ли идентификационный номер кузова на представленном для исследования кузове автомашины? Если да, то каково его первоначальное содержание».

Результат экспертизы, мягко говоря, не обрадовал ни покупателя, ни продавца – VIN был перебит.

Как следовало из текста экспертного заключения (дословно): «при визуальном, детальном исследовании с увеличением (лупа 4–10 крат) маркировочной таблички и сравнении с изображениями, имеющимися в электронном справочнике European Vehicle Identification Database, установлены различия, выражающиеся в цветовой передаче, способе нанесения изображений, наличии специальных средств защиты, использовании регламентированных материалов».

В общем, суть такова: способ нанесения маркировочных изображений (VIN-номера) не соответствует технологиии, которую применяет завод-изготовитель. Иными словами, табличка с номером – самодельная, но весьма хорошего качества, близкого к оригиналу, если так можно выразиться.

Изменили VIN путем наложения и фиксации на маркировочной площадке кузова авто пластины с нанесенной на ней вторичной маркировкой. Пластина с номером, присвоенным на заводе-изготовителе, была демонтирована. Первоначальный номер специалисты Комитета судебных экспертиз также установили.

Что интересно, изначальный VIN по угону или розыску, в том числе Интерполом, не значился. Поэтому достоверно понять, зачем нужны были манипуляции с табличкой VIN-номера, неизвестно.

Машина превратилась в «недвижимость»

С точки зрения ПДД и постановления Совмина №1849 «О государственной регистрации и государственном учете транспортных средств», эксплуатация такого транспортного средства запрещена. Таким образом машина, за которую были уплачены деньги, превратилась в «недвижимость», которую нельзя использовать по ее прямому назначению.

И здесь, как говорится, «респект и уважуха» продавцу (комиссионному магазину), который сразу после получения результатов экспертизы вернул покупателю деньги в полном объеме. Хотя сами они, прямо скажем, попали: деньги были вложены и в покупку, и в ремонт, и в приведение машины в порядок.

Редакция ABW.BY пообщалась с представителем той самой комиссионки Александром, который сказал следующее:

«Опыт на рынке продаж «бэушки» говорит о том, что упорство в подобных случаях ни к чему. С точки зрения закона о защите прав потребителей покупатель в таких случаях всегда прав в своих требованиях вернуть за машину деньги. Теоретически можно, конечно, посудиться, но только зачем? VIN перебит, что доказано экспертом, а это означает, что дело заведомо проигрышное. Плюс еще штраф повесят в размере стоимости машины. А расходы на адвоката, другие расходы... Смысла нет. Вернули клиенту деньги – и всё.

Для нас подобные случаи редки, но все же они бывают, даже несмотря на то, что глаз у нас, как говорится, набит и мы всегда тщательно осматриваем автомобили».

Кто перебил VIN-номер?

Что же с этой машиной делать дальше? По уголовному делу, возбужденному Следственным комитетом по ст. 381 Уголовного кодекса Беларуси «Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства», машина проходит как вещественное доказательство, то есть делать с ней что-либо в настоящее время нельзя. Но это не означает, что нужно сидеть на месте.

В данном случае ответственность ложится на первоначального автовладельца, который несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах. Да, с большой долей вероятности он и сам не знал, что многие годы ездит на машине с перебитым VIN-номером, но если представители автохауса обратятся в суд, дело они выиграют. Причина та же – им так же была продана машина с измененным VIN.

Выдержка из претензии, направленной автовладельцу:

«Согласно заключения эксперта Управления государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г. Минску, первоначальный VIN данного транспортного средства был видоизменен, в связи с чем ГАИ отказала в регистрационных действиях с данным автомобилем.

При таком существенном изменении обстоятельств в соответствии со ст. 420–421 Гражданского кодекса Республики Беларусь, договор, заключенный с вами, подлежит расторжению».

Данная претензия не была удовлетворена, поскольку деньги от продажи старой машины пошли на покупку новой, причем в кредит. У предыдущего собственника VW Passat просто нет денег на возврат. Его ждет суд с заведомо предсказуемым результатом.