Вот что рассказал наш читатель Максим: «В прошлом месяце мне нужно было заехать в торговый центр за покупками. Как обычно, поставил машину на парковке и пошел в магазин. Вдруг раздался телефонный звонок. Побеспокоили из ГАИ и сообщили, чтобы я подошел к своему автомобилю. Подумал сначала, что меня кто-то «зацепил», скорее всего, на парковке, как порой бывает возле крупных торговых центров в час пик, но причина была в другом.

Когда я подошел, то передо мной предстала картина: мой автомобиль в мое отсутствие каким-то образом начал движение задним ходом и уперся в другую машину, в которой находились водитель и пассажиры. Повреждения были небольшие, но одна из девушек-пассажирок сказала, что сильно испугалась, от чего у нее случился стресс.

Инспектор ГАИ показал мне через боковое стекло моего авто, что машина не стояла на ручнике. Получается, что я попросту забыл это сделать в спешке, но автомобиль я оставил на 1-й передаче МКПП, и почему он стал двигаться, остается только догадываться – возможно, какая-то неисправность коробки.

Что есть, то есть. Инспектор записал объяснения, нарисовал схему аварии и стал составлять протокол. Статья, по которой он решил привлечь меня к ответственности, меня удивила. Вины своей я не отрицал, все признал, обязался ущерб возместить, но, как сообщил инспектор, за создание аварийной ситуации предусмотрено лишение прав до двух лет, что меня, конечно же, не устраивало, так как машина мне нужна ежедневно для работы.

Статья 18.13 КоАП ч. 12:
Нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

Посоветовался впоследствии со знакомыми юристами, ПДД полистали, административный кодекс. «И сову на глобус можно натянуть по этой статье, хотя тебя и за рулем не было», – резюмировал один из них. То есть формально состав нарушения есть, но действительно, я же не был за рулем машины в момент аварии. Как тогда меня можно прав лишить? Готовлюсь к посещению ГАИ, и предчувствия у меня неоднозначные. Какую стратегию мне выбрать, чтобы минимизировать последствия?»

Начнем с того, что инспектор ГАИ составил протокол за создание не аварийной ситуации, а аварийной обстановки. Это понятие в административный кодекс внесли не так давно, и внесли, по нашему мнению, в довольно странной трактовке.

Аварийная обстановка – действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.

Как правильно выразился один из юристов, к которым обращался Максим, «сову на глобус натянуть» сюда подходит как никогда – трактовка очень широкая. Разберем ситуацию.

Как следует из п. 9.10 ПДД главы 3 «Права и обязанности водителей», водитель обязан покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. Такие меры в правилах дословно не прописаны, но самой конструкцией транспортного средства предусмотрен «ручник», и предусмотрен для весьма понятных целей, о которых говорят еще в автошколах. Максим их проигнорировал, в связи с чем его машина начала «самопроизвольное движение», как говорится в ПДД. То, что за рулем водителя не было, ничего не меняет.

Согласно п. 2.18 ПДД, ДТП – это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу, или имуществу юридического лица. Неважно даже, работал ли двигатель в этот момент – машина находилась в движении, пусть и самопроизвольном и без водителя. Так что это ДТП, и виновником этой аварии является Максим, который не предпринял мер, предписанных ПДД, о которых мы говорили выше. Этим он и создал аварийную обстановку, повредив имущество других участников дорожного движения.

Можно сколько угодно спекулировать понятиями и терминами, которые административный кодекс позволяет трактовать как «аварийную обстановку», но увы, аварии, пусть даже и незначительные, ГАИ на практике трактует по ч. 12 ст. 18.13 КоАП, со всеми вытекающими последствиями. Лишение прав? Да, это статьей предусмотрено. И наказание в том числе будет зависеть от действий лица, которое к административной ответственности привлекают.

Не нужно забывать, что законом предусмотрены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, такие, как чистосердечное раскаяние, добровольное возмещение вреда, оказание содействия в установлении обстоятельств правонарушения, и прочие (ст. 7.2 КоАП). Так что, идя на прием в ГАИ, заранее посыпать голову пеплом Максиму не нужно, но то, о чем мы рассказали, следует учесть, выбирая свою стратегию в общении с инспектором.