С каждым новым поколением автомобиль получает новые системы, отвечающие за безопасность, комфорт и другие важные потребительские качества. Все это - дополнительный вес, с которым приходится бороться еще на стадии проектирования. Ведь лишний "жирок" неминуемо скажется на динамических качествах, управляемости и, что хуже, топливной экономичности, а следовательно, "экологичности" автомобиля. Отсюда повсеместное использование легких сплавов, композитных и иных материалов даже в массовых моделях. Но давайте честно: снижение массы интересует разве что покупателей суперкаров, готовых переплачивать десятки тысяч евро за облегченные на 100-120 кг спецверсии. Остальным куда важнее, например, грузоподъемность: "Сколько еще барахла я смогу напихать в свой багажник?" Вы не находите, что цели и задачи производителей и потребителей автомобилей несколько расходятся?

В самом деле, сколько "всякого" мы возим с собой в машине? Не претендуя на серьезное исследование, я все же вооружился электронными весами и "проинспектировал" несколько попавших под руку машин. На взвешивание отправились все предметы, которые не входят в штатную комплектацию автомобиля. Исключение также было сделано для аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, которые согласно ПДД должны быть в любом авто.

Для начала загляну в свой собственный багажник. Здесь явно лишние предметы - оставшиеся с последней поездки в минувшие выходные спальный мешок и коробка из-под термоса, которые просто не успел убрать из машины. Что же, пара ненужных килограммов на борту уже имеется. А вот покрывало надо для перевозки собаки - считай, базовая комплектация!

Что еще? Необходимые и просто полезные вещи: щетка для снега (на носу зима!), средство для размораживания стекол, автомобильный чайник, бутылка с питьевой водой и еще одна с "технической"…

А еще банка с "незамерзайкой", набор инструментов, трос. Плюс складной стул, который вообще-то относится к моей "летней" комплектации. Впрочем, "зимняя" еще основательнее: с приходом снежных дней я обязательно кладу в багажник лопату и доску под домкрат. Когда все это разложено по всем укромным углам и свободным нишам, кажется, что вещей минимум. Но если все собрать вместе… Оказывается, я еще тот "захламляла"! 

А ведь пару лишних килограммов можно отыскать и в салоне: не только в бардачке, но и в карманах дверей, на задней полке…

… даже на лобовом стекле!

В итоге даже такой мелочовки собралось почти 2 кг!

Ну а в общей сложности все найденные в машине вещи (их пришлось взвешивать в два этапа) тянут на 21,4 кг! Скажу прямо - немало. Впрочем, большая часть массы пришлась на тяжелый набор инструмента, который я по старой памяти предпочитаю держать под рукой. Да и вообще откровенно лишних, ненужных вещей на самом деле не так уж много. По крайней мере, с точки зрения человека, который считает, что тот же трос или бутылку с водой лучше всегда иметь на борту.

Вот у сестры в багажнике - минимум всего. Хотя солнцезащитный экран уже явно не по сезону, так ведь и весит он сущий пустяк!

Но в бардачках и боксах - куча нужных и не очень бумаг, а в карманах дверей - целая музыкальная коллекция на компакт-дисках и даже баночка с WD40! Интересно, сколько все это весит в сумме?

Оказалось, всего лишь 9,4 кг (солнцезащитный экран простим). И большая часть веса приходится на банку со стеклоомывателем, который по окончании замеров был благополучно залит в бачок. В общем, если не считать дисков, ничего лишнего. Но я знаю, кому будет звонить сестра, случись что в дороге…

Наконец, третий автомобиль, попавший на контроль, - Opel коллеги Елены Шемет. Оказывается, я опоздал: после генеральной уборки салона меня встречает практически пустой багажник. Впрочем, и здесь найдется что взвесить - одни покрывала чего стоят!

Да и бардачок оправдывает свое название!

Да, Лена, и из дверей тоже все вынимаем! В итоге из салона удалось "выгрести" 1,9 кг! 

Ну а в сумме получается 8,1 кг. Опять же во многом за счет технических жидкостей - стеклоомывателя и тормозной жидкости. 

Как видим, даже если багажник практически пуст, раскиданные по всему автомобилю вещи разной степени полезности в сумме легко потянут 8-10 кг. А ведь каждый наверняка вспомнит соседа или знакомого, у которого в машине целый склад запчастей, инструмента или просто вещей "по работе" или "для дачи". Хорошо это или плохо, на самом деле пусть каждый решает для себя сам. Но ирония налицо: все усилия автопроизводителей по снижению веса той или иной детали идут насмарку, когда рядовой автовладелец в очередной раз закидывает в машину что-то "на всякий случай". Интересно, а что по этому поводу думают коллеги?

Елена Шемет:

- Если честно, то я не наблюдаю особой разницы ни в расходе топлива, ни в разгонной динамике из-за лишнего груза, если, конечно, речь не идет о каких-то крупногабаритных вещах. И вряд ли кто-то чувствует эти 7-10 килограммов. Другое дело, что раздражает захламленность что в квартире, что в машине. Поэтому всегда предпочитаю избавляться от всего лишнего: сбудешь - и кажется, что стало как-то просторнее и дышать легче.

Автомобиль у меня маленький, но востребованный в хозяйстве, потому что один на двоих с мужем. И вполне естественно желание каждого адаптировать его под свои потребности. Но мы договорились "белку" не захламлять и перед зимой провели генеральную уборку. Обратись Иван со своей проверкой недели на две раньше, он нашел бы много любопытного: свинцовые грузы для подводной охоты, заготовки для брызговиков, сосновые шишки, резиновые сапоги, куртку с автоклубного слета двухлетней давности, листья банных веников. 

Получается, что содержимое багажника нашего авто порой может рассказать о нас больше, чем мы сами. Но, возвращаясь к вопросу об экономии, хочу высказать свое скептические отношение. Если уж человек находит средства, чтобы эксплуатировать автомобиль в личных целях, то, скорее всего, он не будет "загоняться" по вопросу, сколько топлива "съедает" то, что он возит с собой. Да, катать туда-сюда в багажнике десяток кирпичей только потому, что лень (нет времени) их выложить, - это лишнее. Но и выбрасывать все, что имеет "лишний вес", ради какой-то несущественной экономии - это тоже, согласитесь, отклонение от нормы.

Юрий Лихута:

- Что в багажнике? Большей частью воздух и самое необходимое в зависимости от сезона. Давно приучил себя не возить лишнего. Основной аргумент за такой подход отнюдь не экономия и желание снизить нагрузку. Просто лишние предметы в большинстве случаев источник лишних звуков. А так как я давно предпочитаю седанам хэтчбеки, лифтбеки и универсалы, до салона они доходят на раз.

Из обязательных девайсов всегда вожу положенные по ПДД аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель. Причем последний - объемом 2 литра (литр в случае чего слабоэффективен). Минимальный набор ключей, домкрат, насос-пылесос, пара ламп для фар, "поворотников" и задних фонарей и предохранители.

Зимой к этому набору добавляются лопата и скребок. Весь скарб я складываю в матерчатый ящик в форме куба со стороной 50 сантиметров, аналогичный тем, что можно приобрести в IKEA. Исключение, сами понимаете, лопата.

Вес поклажи - килограммов 10. При необходимости задействовать багажное пространство полностью все можно переставить на сиденье переднего пассажира.

Иван КРИШКЕВИЧ

Фото автора
ABW.BY