Разработка легкового автомобиля-амфибии под обозначением "Амфикар" началась еще до начала Второй мировой войны. Немецкий автомобильный инженер Ханс Триппель (Hanns Trippel) задумал создать недорогую и надежную в эксплуатации плавающую легковую машину, которая могла бы одинаково хорошо вести себя как на дорожном покрытии, так и в водной среде. Разразившаяся вскоре война помешала осуществлению идеи, но после ее окончания работы над автомобилем были продолжены.

В 1958 году Триппель основал фирму "Еврокар" (Eurocar GmbH), а через год на выставке в Женеве показал новый одноименный прототип. Там его заметил владелец BMW Харальд Квадт, который согласился вложить средства в разработку серийного образца амфибии.

По конструкции автомобиль представлял собой цельносварной открытый обтекаемый кузов-кабриолет. Для улучшения мореходных качеств силуэт машины приобрел яркий и оригинальный спортивный характер. Автомобиль был оснащен 1,15-литровым мотором фирмы "Триумф" (Triumph), Карбюраторный двигатель мощностью 43 л.с. обеспечивал среднюю скорость на плаву 11 км/ч и на шоссе 90 км/ч. Особенностью открытого кузова были два высоких задних крыла. Они предназначались для того, чтобы вода не попадала в двигатель, находившийся сзади. 

Использовалась механическая коробка передач о четырех ступенях от Porsche 356. Для движения по воде имелась отдельная двухступенчатая трансмиссия, которая обеспечивала вращение двух гребных винтов. Двери автомобиля были снабжены толстыми резиновыми уплотнителями, которые не пропускали забортную воду в салон, но на всякий случай амфибия оснащалась электрическим откачивающим насосом. Подвеска и тормозная система были заимствованы у Mercedes-Benz 190 Ponton.

В 1961 г. на предприятии Deutschen Waggon-und Maschinenfabrik в Берлине-Виттенау начинается производство амфибий под маркой "Амфикар" (Amphicar). Стальные несущие кузова поставлялись для машины из Любека компанией Industrie-Werke Karlsruhe AG, IWK. После успешного проведения испытаний было принято решение о начале серийной постройки легковой плавающей машины. "Амфикар" был и до сих пор остается единственным гражданским легковым автомобилем-амфибией, выпускавшимся серийно. 

Руководство компании решило поставлять машину в южные штаты США, в которых, как считалось, открытая машина продавалась бы лучше всего. Для Испании, Италии, Греции и прочих курортных стран Европы цена на амфибию оказалась слишком высокой. Однако и в США она не пользовалась особым спросом, так как банально была маленькой, учитывая немалую цену. Минусом была и максимальная скорость 105 км/ч, что даже для начала 60-х годов в Америке было смехотворным. К тому же после каждой поездки нужно было разбирать заднее сидение и смазывать масленкой 13 точек шасси и агрегатов, ведь шасси, мотор и узлы подвески были выполнены из обычной стали и быстро подвергались коррозии. 

Вложив в проект миллионы дойчмарок и планируя выпускать 20.000 авто в год, Харальд Квадт принял решение о закрытии предприятия в 1963 году. Общий выпуск составил 3878 машин, на тот момент непроданных амфибий накопилось так много, что еще целых пять лет их продавали как новые. 

К тому же некоторые американские дилеры стали устанавливать на нераспроданные автомобили более мощные 1,5-литровые двигатели мощностью 73 л.с., что позволило улучшить скоростные характеристики машины. Открытый кузов снабдили легкосъемной крышей из пластика, которая хоть как-то защищала путешественников от плохой погоды.

При всех своих минусах "Амфикар" оставил яркий след в истории автомобилестроения как участник нескольких кинофильмов. Среди его владельцев был один из президентов США, главы африканских государств и арабские шейхи, а также многочисленные искатели приключений. Конструкция амфибии позволяла совершать "прыжки" с набережной в воду, но самым главным событием стал рекордный заплыв, когда за 5 часов 50 минут был преодолен пролив Ла-Манш. Курьезный случай произошел в Гибралтарском проливе, где один из автомобилей затонул после столкновения с танкером - для морских путешествий амфибия не предназначалась.

Среди поклонников "Амфикара" популярна история о том, как такую машину специально, чтобы устроить побег родственников из ГДР, приобрел один немец. В конструкции машины имелось двойное дно, и именно в этом "тайнике" они были переправлены через границу.

Продажи в США остановились в 1967 году ввиду изменившихся правил безопасности - машину с винтами сзади попросту запретили к продаже. Так что оставшиеся машины пришлось отдавать европейским спасателям, полицейским и Красному Кресту. Последний "Амфикар" был продан в 1968-м. Кстати, с 1964 года стали предлагать и праворульный вариант, переделывая уже имевшиеся машины. Что самое интересное, для этих машин предлагались прицепы-караваны, которые тоже могли держаться на воде. Одно время автомобилем-амфибией заинтересовалось министерство государственной безопасности ГДР. Тайно приобретенную амфибию доставили в Восточную Германию, чтобы проверить, можно ли использовать ее в военных целях. После детальной проверки западногерманская амфибия была признана бесполезной, но среди автомобильных коллекционеров машина и по сей день вызывает интерес. Сейчас в мире насчитывается около 1000 экземпляров амфибии, то есть примерно 30% общего числа выпущенных.

Ханс Триппель в 60-х годах работал консультантом в фирме Jeep, которая хотела вывести свои модели на европейский рынок, но в 1974-м он продолжил заниматься любимым делом, то есть строить амфибии. Появилось несколько прототипов, один из которых создавался на агрегатной базе Ford, через пять лет этот проект перерос в создание фирмы Rheinauer Maschinen- und Armaturenbau KG Faulhaber & Truttenbach, которая стала производить в 1985-м амфибии под маркой Amphi-Ranger. Правда, и на этот раз Триппель был только автором проекта, а к самому производству не имел отношения.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!