Там все по-другому!

- Я жил в Бостоне, штат Массачусетс. Бостон - один из старейших и богатейших городов США. Он входит в десятку самых больших городов и занимает 6-е место по экономическим показателям в стране. Так что уровень доходов и расходов соответствующий. И еще не надо забывать, что в каждом штате - свои особенности в законодательстве и ПДД. Так что то, о чем я буду говорить ниже, нельзя автоматически переносить на всю Америку. Я рассказываю о том, что увидел именно в Бостоне.

Первое впечатление от США - там все по-другому! Сложно сказать, лучше или хуже, просто все иное. 

Начать хотя бы с обозначений: у нас километры - там мили, у нас цельсии - там фаренгейты, у нас литры - у них галлоны. В Минске у меня была машина из США, поэтому скорость в милях для меня привычна. Но когда все сразу в других системах измерения, на это смотришь немного по-другому. 

За две тысячи, в рассрочку

Подержанные машины в США стоят дешевле по сравнению с белорусским рынком. 

Например, Toyota Camry 2006 г.в. - 5000 долларов.

Dodge Durango - SXT - 4WD 2006 г.в. продаются за 8000 долларов.

Suzuki Grand Vitara 2011 г.в. - 10.000 долларов.

Как раз при мне приятель купил себе VW Passat 2003 года с мотором V6, "автомат", кожаный салон, хорошая комплектация. Внешне автомобиль в очень хорошем состоянии, салон - на 4 балла. Цена - 2000 долларов, причем в рассрочку! И это вовсе не уникальный случай.

Купил он машину с рук, но, как мне показалось, у них это не принято. Обычно американцы покупают либо новые автомобили у дилеров, либо подержанные в автохаусах. Причем чаще всего это trade-in: старая машина сдается, новая или более свежая берется, а разница в цене оплачивается в кредит или даже в рассрочку. Кредит можно оформить и под 3,5 процента годовых при условии хорошей кредитной истории. Там не принято покупать машины за наличные, в основном машины приобретаются в кредит.

Документы, страховку и "номера" получают сразу, затем нужно пройти техосмотр. Это можно сделать на обычной станции, которая имеет право выдавать сертификаты, стоимость - от 20 до 30 долларов. Там не спрашивают ни водительское удостоверение, ни медицинскую справку - интересует сам автомобиль и регистрационные документы. 

Как проверяют автомобиль - отдельная история. По крайней мере наш Passat "инспектировали" следующим образом. Машину поддомкратили и каждое из передних колес просто руками проверяли на наличие люфтов. Честно говоря, не понимаю, как так можно досконально оценить состояние подвески? Тормоза проверили самым простым способом: когда сами загоняли машину в бокс, резко нажали на педаль и убедились, что машина останавливается. Затянули "ручник" и попробовали сдвинуть автомобиль с места. 

Еще один забавный эпизод. Нам говорят, что с машиной проблема: 

- У вас не горит ближний и дальний свет!

- А вы поверните ключ в замке зажигания!

- О, точно! Это же европейская марка, у них там все по-другому!

А еще у Passat фары светили в разные стороны, их по-хорошему надо было регулировать. Но на это внимания не обратили. Никакой проверки аптечки, огнетушителя не было. Вся процедура заняла минут 15. В общем, в компетенции мастеров и серьезности "техосмотра" возникли сомнения. У нас на техосмотре все проверяют тщательнее, ко всему относятся строже. 

"Своеобразное" обслуживание

Как американцы обслуживают машины? Своеобразно! Масло они меняют своевременно, а вот все остальное… Новые машины обслуживаются у дилеров, старые - на станциях или в мастерских. Но вообще не стремятся заехать на СТО при малейшем стуке в подвеске или появлении странного звука в моторном отсеке, потому что это дорогое удовольствие! Например, отец знакомого купил за 1500 долларов Dodge Caravan, через полгода у него возникли проблемы с мотором. Ремонт стоил 2000, а машина потом была продана за 700 - какой смысл было ее ремонтировать? 

Если запчасти в Америке стоят дешевле, чем у нас, то работа намного дороже, ремонт обходится очень дорого. Еще раз приведу пример с моим приятелем, купившим Passat за 2000 долларов. Он повредил масляный поддон. Появилась небольшая трещина длиной пару сантиметров. Поехали на сервис, там сказали однозначно менять поддон и оценили все в 500 долларов (новый поддон, прокладки, болты, масло, фильтр и работа). Когда я предложил им поставить б/у поддон, заварить этот аргонной сваркой или на худой конец заделать трещину "холодной сваркой", они посмотрели на меня круглыми глазами. То есть тот "народный" ремонт, что запросто делается у нас, для них неприемлем. Их ответ: мы несем ответственность, даем гарантию, поэтому не будем ставить подержанные запчасти, не будем ремонтировать машину такими сомнительными способами. В итоге ремонт машины за 2000 долларов обошелся в четверть ее стоимости.

Или еще один пример. Volvo XC90, крышка багажника - при нажатии не возвращается назад язычок в ручке. На фирменной станции уcтранение неисправности оценили в 400 долларов. Я взял отвертку, снял обивку, обильно полил замок WD40 и разработал его - все заработало!

В общем, сервис стоит дорого. И тот, кто покупает машину дешево, ее не ремонтирует - просто не имеет смысла. Часто дешевые машины эксплуатируют до состояния полной остановки без ремонта и отдают за 50-100 долларов.

"Корочку получит каждый"

Тот же знакомый недавно получил американское водительское удостоверение. И рассказал, как это было: 

"В некоторых штатах, если имеется водительское удостоверение другого государства, оно служит основанием для выдачи местных "прав". Но в штате Массачусетс другие правила: белорусские "права" действуют в течение полугода, а для получения местных нужно сдавать экзамен на общих основаниях. Ходить на занятия по теории не нужно. Просто берешь книжку (есть даже на русском языке), изучаешь ее, затем отвечаешь на вопросы. Для примера приведу один из них. Постарайтесь сами на него ответить:

"Если ваш автомобиль застрял на железнодорожных путях и вы видите, что приближается поезд, вы должны:
А: Выйти из автомобиля и отойти как можно дальше.
Б: Опустить стекла и открыть двери.
В: Поставить автомобиль на нейтральную передачу и попытаться подтолкнуть автомобиль.
С: Пытаться запустить двигатель".

Ответ очевиден для американцев - это А. Всего 25 вопросов, ответить правильно нужно минимум на 18. 

После того как сдал теорию, можно переходить к практике. Лично мне нужно было минимум одно занятие с инструктором. Оно в любом случае понадобится, потому что при сдаче экзамена есть своя специфика, которую нужно знать. К примеру, экзаменатор попросит сдать назад по прямой. Нужно обнять пассажирское сиденье правой рукой и постоянно смотреть назад. Не в зеркало заднего вида, а обнять сиденье и повернуть голову назад. А в конце экзамена нужно будет - внимание!!! - продемонстрировать параллельную парковку.

Сам практический тест представляет собой поездку в течение 30-40 минут, во время которой важно не набрать слишком много штрафных баллов.

Суммарно получение "прав" обходится ровно в 200 долларов - это сдача теории и практики, занятие с инструктором, медосмотр, сами "права". В принципе все можно сделать за неделю. Сначала тебе дают временный талон, а затем в течение месяца ты получаешь уже полноценное водительское удостоверение". 

О дорожном движении

Там очень много перекрестков, и если нет светофора, то обязательно с каждой стороны висит знак STOP (если, конечно, это не магистраль). У меня сложилось впечатление, что таких понятий, как главная дорога и второстепенная дорога, там не существует, я даже не помню, чтобы где-нибудь видел знак "Уступи дорогу". Везде равнозначные перекрестки, где преимущество имеет тот, кто подъехал раньше. Я не могу себе представить, чтобы это работало у нас, ведь каждый считал бы себя первым. Но там это работает, проблем не возникает!

Ну и культура вождения соответствующая. Если я поворачиваю там, где это нельзя делать, никто не будет сигналить, крутить пальцем у виска. Будут терпеливо ждать, пропустят. Сами американцы ездят спокойно, аккуратно и вежливо, не пытаются "скакать" по рядам. Такое впечатление, что они никогда никуда не спешат. Скоростной режим: 25 миль в час в городе, 50-55 - за городом, 60 - на хайвее. Как и у нас, многие ездят с небольшим превышением без опаски заплатить штраф (до 10 миль в час). 

Конечно, нельзя говорить за всю Америку, но в Бостоне и его окрестностях я увидел именно такое дорожное движение. В разных штатах ПДД могут отличаться. Например, в Бостоне можно поворачивать направо на красный, если нет специальной запрещающей таблички, а в Нью-Йорке - нет. 

Дорожные знаки там такие же, как у нас или в Европе, но практически всегда под ними дублирующие таблички с текстом: "нельзя останавливаться", "разворот запрещен", "одностороннее движение" и т.д. В центре Бостона (деловой части города, где стоят небоскребы) все хайвеи проходят в тоннелях под землей, а уличное движение регулируется светофорами. Фазы их работы намного длиннее, чем у нас. Так, ты можешь стоять на красном минуты три, но если уже загорелся зеленый, на него ты точно успеешь. В общем, режим работы светофоров кардинально отличается от нашего. 

С парковками очень жестко: или поезжай на платную стоянку, или будь готов к тому, что оставленную "под знаком" машину эвакуируют. Полиция за парковку не отвечает. Этим занимается специальная служба и действует очень энергично: машину могут утащить на "штрафстоянку" всего через пару минут после того, как ты ее оставил. 

А парковки в центре Бостона дорогие: в среднем от 15 долларов за час. Если это не центр, то бесплатные парковки есть, например, рядом с молами (гипермаркетами), а также на конечных станциях метро. Но в пригороде припарковать машину тоже проблема: многие стоянки предназначены только для местных жителей или для посетителей заведений, к которым прилегает стоянка. "Свои" машины распознаются по номерным знакам или специальным стикерам на стекле, а "чужие" выявляются на раз. 

Парковки проверяются следующим образом. Едет машина, вся увешанная камерами, и постоянно сканирует "номера" всех стоящих машин. Судя по всему, вся информация тут же обрабатывается, нарушители определяются быстро. 

Спецслужбы лучше пропускать

У нас порой "нехотя" пропускают машины МЧС или "скорые", спешащие на вызов. Там, если едет машина спецслужбы, она едет "нагло", ее пропускают так быстро, что возникает впечатление, что "зазевавшихся" водителей просто будут таранить. Кстати, все автомобили спецслужб оснащены мощными "кенгурятниками"… Еще один момент: рядом с гидрантами парковаться нельзя - ни на пять минут, ни на 30 секунд - нельзя категорически! Если вдруг гидрант понадобится пожарным, а доступ к нему перекрыт машиной, ее просто разобьют или оттащат в сторону, никто не будет разбираться. 

И еще у них очень много полицейских машин, но не все из них имеют спецокраску. С виду обычная машина, но если присмотреться, увидишь, что изнутри она по кругу обвешана камерами. Попал нарушитель в поле зрения экипажа - включаются проблесковые маячки, водителю подается команда остановиться. Причем перед этим машину "выводят" в безопасное место, чтобы никому не мешать и чтобы других помех не было. 

Полицейский автомобиль останавливается позади гражданской машины, полисмены не спешат выходить (возможно, пробивают остановленную машину по базе). А когда выходят, расстегивают кобуру и кладут руку на пистолет. Они не подходят к машине вплотную, не останавливаются напротив водительской двери, а стоят чуть позади. Если задние стела тонированные, их просят опустить. Водитель не должен выходить из машины. Нужно частично, но не полностью открыть свое окно, а если темное время суток - включить в салоне свет, чтобы со стороны полицейского к тебе было доверие. Руки нужно положить на руль, не стоит делать резких движений. И тогда все будет хорошо. Такие наставления давали мне американцы, когда одалживали свою машину. Судя по всему, эти меры - для безопасности полицейских. Выскакивать из машины, тянуться к карманам ни в коем случае нельзя: могут подумать, что ты хватаешься за оружие.

О штрафах и страховках

Штрафы там относительно небольшие - 50, 100, 200 долларов, причем наказание можно попытаться обжаловать в суде! Водителю невыгодно нарушать ПДД по другим причинам. Во-первых, за каждое нарушение начисляются баллы, при достижении определенного их количества тебя лишают "прав". Во-вторых, штрафы сильно влияют на страховку (гражданской ответственности). 

Когда мой приятель в Бостоне получил "права" и купил машину, первые полгода он платил за страховку 240 долларов в месяц. Если бы его за какое-то нарушение оштрафовали на 100 долларов, то на эту сумму увеличился бы и ежемесячный платеж сроком на один год. Так что нарушение Правил может в итоге выйти в немалую сумму. Один американец, с которым я общался, платит за страховку 450 долларов в месяц. 

С другой стороны, если ты законопослушный гражданин, ездишь без нарушений, то стоимость страховки будет уменьшаться. Например, с 200 до 100 долларов в месяц. 

А если "Хавьер"?

После Америки понимаешь, что наши дорожные службы вообще работать не умеют, их работа просто не поставлена. Я был удивлен тем, что во многих дворах лежат отвалы как для трактора. Мне объяснили: во время снегопадов власти региона для очистки дорог от снега нанимают частников. Дешевле платить им, чем постоянно держать большой штат коммунальных служб.

Даже в Массачусетсе, где зимой температура минусовая, а нередко опускается до минус 20°С, все ездят на летней или всесезонной резине. Но в обычных условиях снег есть только на дворовых территориях, а на самих дорогах - чистый асфальт. 

В случае сильных снегопадов выезжать на дороги запрещено! О надвигающемся "снежном шторме" заранее предупреждают по радио. Если ожидается местный "Хавьер", объявляют выходной день, дети не идут в школу - люди продуктами запасаются! Но при этом во время снегопада дороги чистят: снегопад идет, а уборочные машины едут одна за другой! Зачем? Как мне объяснили, это делается для того, чтобы в случае необходимости автомобили экстренных служб могли быстро добраться к месту вызова. 

Послесловие

Я начал с того, что там все по-другому. У нас народ пытается вырвать "халяву" и живет по принципу "мне все должны". Там никто никому ничего не должен делать бесплатно. Если ты что-то хочешь - просто плати. Что касается свободы, то она там все-таки видимая. Как можно чувствовать себя свободным при таком количестве полиции и видеокамер?

Но при этом американцы улыбчивы и доброжелательны. Полицейских не боятся, а уважают. И у тех главная задача не наказать, а обеспечить порядок, при необходимости - помочь. В этом отношении контраст с Беларусью разительный. 

Слушал и записывал Иван КРИШКЕВИЧ
Фото Данилы ДОЛМАТОВА
ABW.BY