Каждый год на различных выставках и автосалонах мировые автопроизводители представляют публике свои новейшие разработки, огромное количество новых опций, технологий и идей. Но крайне редко появляются действительно неповторимые, фантастически смелые формы кузова. Очень многие модели разных производителей часто оказываются похожими настолько, что иногда их трудно отличить друг от друга. Кажется, что множество компьютерных программ и их огромные возможности играют не в пользу тех, кто хочет явить миру по-настоящему концептуальный автомобиль. 

Начало будущей всемирной славы фамилии Бертоне было положено в 1921 году в Турине, который исторически входил в итальянскую область Пьемонт и всегда славился мастерами искусства. Во времена средневековья здесь создавали рыцарские доспехи, чуть позже - кареты, ну а в XX веке перешли на автомобильные кузова. Отцу будущего дизайнера Джузеппе Бертоне предложили слегка переделать кузов легковой машины, и он решил попробовать себя в новом деле. Открытое им кузовное ателье заработало в полную силу. Добротно сработанные кузова от Бертоне приобрели известность по всей Италии. Даже некоторые автомобильные фирмы стали рекомендовать его изделия в качестве самого лучшего дополнения к их шасси. 

Так что маленький Нуччио рос среди автомобилей. Более того, он видел, как стараниями отца и его рабочих рама шасси начинает приобретать законченные черты, как несколькими характерными штрихами заурядная конструкция с двигателем и колесами преображается в удивительно красивый автомобиль.

Отец постепенно приобщал сына к тайнам семейного ремесла, и в 24 года Нуччио уже самостоятельно спроектировал свой первый кузов. Получив в наследство от отца автомобильную фирму, которая могла выпускать до 40.000 автомобилей в год, свое основное внимание Бертоне уделил созданию удивительных, необычных и в то же время элегантных конструкций кузова. Прежде всего компания занялась изучением влияния воздушных потоков на поведение движущегося автомобиля. 

В процессе этих исследований главный конструктор фирмы Франко Скальоне (Franco Scaglione) спроектировал три автомобиля, построенных на агрегатах легковоой Alfa Romeo 1900 "Спринт", которые получили названия в виде аббревиатуры BAT ("Берлинетта Аэродинамика Текника"). 

Проект модели 1953 года Alfa Romeo BAT 5 основывался на серьезных исследованиях в области аэродинамики. Форма передней части автомобиля стремилась устранить проблему разрушения воздушного потока на высоких скоростях и исключить любое дополнительное сопротивление, производимое от вращения колес. Форма хвостовой части должна была производить наименьшее количество возможных воздушных вихрей. Силуэт машины сразу обрел необычные очертания.

Самой удивительной частью автомобиля был его хвост, расположенный вдоль двух задних ветровых стекол, разделенных тонкой перемычкой. Построенный экземпляр машины на первых же испытаниях показал великолепные результаты стабильного движения на высоких скоростях. 

Необычная и тщательно продуманная аэродинамика кузова позволила автомобилю достичь скорости 200 км/ч, притом что двигатель от Alfa Romeo имел мощность всего 100 л.с. Особенностью конструкции был и небольшой собственный вес, равный 1100 кг.

Успех в испытаниях модели ВАТ 5 послужил толчком для создания серии проектов автомобилей с необычными обтекаемыми кузовами. Им были присвоены соответствующие обозначения ВАТ 7 и ВАТ 9. Все машины показывали великолепную скорость, но, к сожалению, они так и не стали выпускаться серийно. Но все же в этих необычных машинах Нуччио Бертоне решил проблему аэродинамической устойчивости, создав целую серию кузовов с превосходным коэффициентом обтекаемости. 

Высокие результаты и фантастический облик изделий ателье стали отличной рекламой. К Бертоне обращался и родной FIAT, и французская Simсa, и немецкий NSU, и шведская Volvo, и целый ряд других фирм. Из ворот небольшого завода, принадлежащего ателье маэстро Нуччио, как его называли уже тогда, стали выезжать автомобили самых разнообразных марок. Для привлечения потенциальных заказчиков каждый год на крупнейших автосалонах выставлялись неподражаемые концепт-кары со стилизованной греческой буквой beta на эмблеме и фирменным значком ателье.

BAT 7 был показан на Туринском автосалоне через год после показа BAT 5. Он получил некоторые стилевые особенности предыдущей модели и был слегка доработан. На фоне машин середины 50-х автомобиль сильно выделялся. Кроме того, Нуччио изменил строение крыльев, используя результаты своих экспериментов в области аэродинамики. В результате автомобиль стал намного больше, а задние плавники получили более развитый профиль. Передняя часть машины была ниже, чем у BAT 5, а разъемы под фары упрятали еще глубже. Основные фары находились у носа автомобиля, а при включении перемещались ближе к краям. BAT тестировался в специальной аэродинамической трубе. Коэффициент сопротивления (Cd) у BAT 7 равнялся 0,19. 

Третий автомобиль серии BAT был создан и показан на Туринском автосалоне под именем BAT 9. Он имел более плавные переходы и очертания крыльев, в отличие от предыдущих моделей. Хвостовые плавники, как на моделях 5 и 7, стали похожи на крылья, были уменьшены и выглядели как две небольшие металлические пластины, что было популярно в то время у некоторых американских и европейских производителей. Бертоне превратил высокий творческий стиль двух предыдущих моделей BAT в дизайн более упрощенный, отказавшись от крайностей в облике машины.

Более чем через 50 лет появилась на свет новая модель линейки BAT. 

Дебют BAT 11 состоялся во время Женевского автосалона 2008 года. Новый проект создавался на базе модели Alfa Romeo 8C Competizione и получил множество стилевых особенностей от классических моделей BAT 50-х годов.

Бертоне был одним из первых, кто возвел дизайн кузова автомобиля в ранг прикладного искусства. Именно при нем и во многом благодаря ему сформировалась итальянская дизайнерская школа, являющаяся и поныне непререкаемым авторитетом во всем, что касается автомобильной стилистики. Огромное разнообразие моделей тем не менее обладало рациональной идеей и оригинальностью. 

Взять хотя бы Marzal 1967 года, в конструкции которого применены поднимающиеся вверх двери. Они впервые в мире давали свободный доступ как к передним, так и к задним сиденьям. 

Stratos 1971 года, имевший среднемоторную компонову, стал классикой современных раллийных автомобилей. Из студии Бертоне вышли такие мастера дизайна, как Джорджетто Джуджаро, владелец процветающего ныне ателье Ital Design, и Марчелло Гандини.

В ателье создавались такие шедевры, как Lamborghini Miura и Lamborghini Countach, определившие на последующие 30 лет фамильный стиль этой фирмы. Компания Bertone попала в Книгу рекордов Гиннесса, создав самый быстрый в мире электромобиль, промчавшийся 22 мая 1995 г. с рекордной скоростью 303,977 км/ч. 

Маэстро Бертоне ушел из жизни 25 февраля 1997 года. Но его идеи и их реальное воплощение живут во множестве удивительных, фантастических конструкций.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета 

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Рожденный плавать: незавидная судьба серийного автомобиля-амфибии