Эта сверхкомпактная машина была создана на острове Мэн, расположенном в Ирландском море, между берегами Ирландии и Великобритании. В 1961 году английские конструкторы компании Manx Peel Engeeniring решили создать необыкновенно маленький автомобиль. Они тогда и не подозревали, что их конструкция навсегда войдет в книгу автомобильных рекордов. 

Первый проект задумывался как одноместное транспортное средство. Разработка получила обозначение Peel P-50 ("Пиил Р-50"). Кроха оснащалась двухтактным бензиновым двигателем DKW мощностью всего 4,2 л.с., трехскоростной коробкой передач, однодверным кузовом из стекловолокна, прикрепленным к основе из стальных трубок и пружинной подвеске с двумя передними амортизаторами. Вес машинки составлял 59 кг, длина - 134 см, ширина - 99 см, высота - 117 см.

Трехколесное шасси оснастили колесами от карта. Салон крошечной машины вмещал в себя взрослого водителя и небольшую сумку с покупками. Из органов управления были только руль, педали и переключатель коробки передач. Отсутствовал даже спидометр - по расчетам конструкторов автомобиль не мог превысить максимальную разрешенную скорость 64 км/ч. Однако скорость движения сильно зависела от веса и роста человека. 

Для освещения проезжей части имелась одна-единственная передняя фара и один стеклоочиститель. Из-за отсутствия задней передачи Peel P-50 всегда приходилось приподнимать спереди за специальную хромированную ручку или бампер и таким образом разворачивать. 

Производство крошечного автомобиля началось в 1962 году. Выпускавшиеся "малыши" окрашивались в красный, белый, желтый, синий либо голубой цвет.

Пробная эксплуатация показала, что в конструкции машины имеется ряд недостатков - сильная вибрация и шум двигателя, духота в салоне. 

Однако были у "малыша" и свои достоинства - малогабаритность, экономичность и легкость. Маленький автомобиль вызывал улыбки при появлении на улицах любого города.

Компания не остановилась в попытке совершенствования маленького автомобиля - в 1964 году была представлена новая модификация, которая была названа Peel Trident ("Пиил Трайдент"). Главным ее отличием от предыдущей модели стал совершенно новый дизайн кузова. За почти круглую форму и прозрачный плексигласовый купол "малыша" прозвали "наземным вариантом летающего блюдца". Модель отличалась автоматической коробкой передач, более мощным мотором на 6,5 л.с., разгонялась до 75 км/ч и, главное, вмещала двух человек.

Соответственно ее геометрические размеры несколько выросли: ширина составила 1070 см, длина - 1830 см, а масса стала равняться 90 кг. Для доступа в салон необходимо было откидывать вперед всю переднюю и верхнюю части кузова с прозрачным куполом-фонарем наподобие кабины самолета. 

Trident имел максимальную скорость 45 км/ч. Несколько машин было выпущено с 99-кубовым двигателем Triuph ("Триумф"). В этом варианте они имели 7-дюймовое ведущее колесо. Всего было выпущено 82 экземпляра по цене 190 фунтов стерлингов.

Согласитесь, машина обладала запоминающейся внешностью. Но она так и не смогла завоевать популярность у британцев. Так же, как и в случае с одноместным вариантом, салон по-прежнему был тесным, быстро нагревался, прекрасно пропуская солнечные лучи, а шум от работы небольшого мотора был слишком назойливым. 

Уже в третьем тысячелетии, точнее - 28 октября 2007 года, машина была представлена в программе Top Gear. Ее ведущий Джереми Кларксон проехал нп "малыше" через центр Лондона на работу. При росте 196 см Джереми продемонстрировал возможности крошечного авто. Для того чтобы попасть прямо в офис телестудии, он проехал между столбиками ограждения и фасадом здания, после чего приподнял P-50 за заднюю часть и закатил в офисные помещения. Затем проехал на машине по коридорам здания на совещание, которое провел внутри P-50. После совещания, уже на улице, Кларксон заключил, что если бы у этого автомобиля была задняя передача, то "это был бы венец средства свободного передвижения".

Казалось бы, история забавных "малышей" могла и закончиться. Но недавно портал Autoblog сообщил, что компания планирует возродить выпуск самых маленьких автомобилей в мире. Обе модели будут выпущены ограниченной серией в количестве 50 штук. На автомобили будет устанавливаться электромотор вместо двигателя от мотороллера. Характеристики пока не раскрываются.

Сегодня каждый сохранившийся экземпляр крошечной машины является дорогим коллекционным подарком для любителей автомобильной экзотики средней стоимостью от 35.000 до 50.000 фунтов стерлингов.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор