- Я всегда езжу через центр, так лучше!

Типичный разговор двух минских водителей, каждый из которых уверен в своей правоте. А где же истина? Мы решили ее отыскать, для чего устроили очередной эксперимент с двумя соперниками: один будет ездить по городу, другой - через МКАД.

Проверим?

Суть эксперимента проста: едем из точки А в точку Б, но один водитель использует только городские улицы, второй - кольцевую. Стартуем одновременно, финишируем как получится, в заранее оговоренном месте. При этом каждый из водителей записывает GPS-трек - так мы увидим не только затраченное время, но и проделанный путь, а заодно и среднюю скорость. Дабы никому не подыгрывать, начальную и конечную точки выбираем таким образом, чтобы явного преимущества ни один из вариантов не имел, но целесообразность использования кольцевой была бы очевидной. Поскольку у нас "гонки", каждый из водителей будет стараться ехать как можно быстрее, но в рамках ПДД. Итак, начнем!

Первый заезд - от ул. Червякова (рядом с Орловской) до пр-та Независимости (рядом с Национальной библиотекой). На часах 8.15, все спешат на работу, так что обоим водителям будет непросто. Алексей выбирает городские улицы: расстояние короче, но скорость ниже, да еще и светофоров на пути немало. Но Ивану до кольцевой тоже еще нужно доехать: первые полтора километра по Долгиновскому тракту быстрыми быть не обещают…

И все-таки путь через МКАД оказался быстрее! Иван преодолел свой маршрут за 18 минут 14 секунд - Алексей появился спустя 1 минуту 45 секунд и проигрышу был очень удивлен, ведь свой привычный маршрут от дома до редакции считал идеальным! И шансы на успех действительно были высоки: 9,77 "городских" км против 15,95 "смешанных", ведь собственно на долю МКАД в маршруте Ивана приходилось менее 2/3 дистанции!

Что же, попробуем еще раз. Теперь выберем конечную точку в противоположной части города. Стартуем на Востоке, напротив библиотеки, а финишируем в Малиновке, на стоянке гипермаркета Prostore. С одной стороны, обе точки очень близки к кольцевой, с другой - через город будет почти в два раза короче (16,24 км против 27,55). И главное - маршрут будет пролегать через основные городские магистрали, проспекты Независимости и Дзержинского. А мы уже знаем, что "зеленая волна" там работает очень эффективно.

Так и есть! Иван поехал через центр - и был на другой стороне города уже через 22 минуты 14 секунд, показав среднюю скорость 43,8 км/ч! Это очень быстро, притом что в ходе поездки водитель не разгонялся быстрее "ненаказуемых" 70 км/ч. Но Алексей был быстрее почти на две минуты! Свой путь по кольцевой он проделал за 20 минут 26 секунд, развив среднюю скорость 80,87 км/ч.

Финишную точку для третьего заезда мы решили расположить на пересечении Логойского тракта и улицы Севастопольской. Так мы чуть поможем "городскому" водителю и усложним задание тому, кто поедет через МКАД: путь по кольцевой станет чуть короче, но больше придется ехать по городским улицам. 

Не помогло! Выбрав длинный путь (30,48 км), Алексей все равно был на финише раньше, затратив на поездку 23 минуты 11 секунд (средняя скорость составила 78,86 км/ч). Иван появился две минуты спустя: на 17,38 км пути ему потребовалось 25 минут 28 секунд (средняя скорость 40,94 км/ч). 

Сводная таблица
Маршрут через город через МКАД
расстояние время средняя скорость расстояние время средняя скорость
№1 Червякова - Независимости 9,77 км 19:59 29,32 км/ч 15,95 км 18:14 52,46 км/ч
№2 Независимости - Дзержинского 16,24 км 22:14 43,8 км/ч 27,55 км 20:26 80,87 км/ч
№3 Дзержинского - Севастопольская 17,38 км 25:28 40,94 км/ч 30,48 км 23:11 78,86 км/ч

Ну а теперь, как всегда, комментарии самих участников эксперимента.

Есть нюансы

На самом деле результаты "соревнований" можно легко изменить в пользу любой из сторон - достаточно "подвинуть" условия или маршруты. Хотите, чтобы выиграл "городской" водитель? Сделайте старт и финиш чуть дальше от кольцевой, возьмите не противоположные концы города, а, скажем, соседние районы, да еще такие, которые не имеют прямого или быстрого выезда на МКАД, и вы получите совсем другие результаты! 

Два последних маршрута мы "прогоняли" в середине рабочего дня, когда городские улицы достаточно пусты. Благодаря этому, а также реально работающей "зеленой волне" средняя скорость на центральных проспектах была далеко за 40 км/ч - не фантастика ли? Если бы мы соревновались в час пик, я бы проиграл Алексею куда больше двух минут!

Так что эксперименты экспериментами, а реальная картина будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Какой путь использовать выгоднее, зависит от многих факторов, но лично я использую МКАД лишь в самых "очевидных" случаях. Почему?

Во-первых, до самой кольцевой еще надо добраться. Ситуация, когда начальная и конечная точки маршрута находятся рядом с МКАД, идеальна, но в реальности на долю городских улиц может приходиться добрая половина пути. Соответственно чем больше "медленных" километров в маршруте и чем меньше "быстрых", тем менее целесообразно использовать кольцевую. 

Во-вторых, не секрет, что некоторые пути подъезда к МКАД или съезда с нее оказываются узкими в самом прямом смысле: в час пик на улицах Слободской, Ландера, Крупской, Машиностроителей, местном проезде вдоль МКАД в районе Карвата можно запросто попасть в затор.

Наконец, в-третьих, и сама кольцевая в определенные часы оказывается не такой уж скоростной (на первом маршруте я едва разгонялся до 90 км/ч), а если где-то идет ремонт дороги или случилось крупное ДТП, вы рискуете застрять всерьез и надолго. В неблагоприятных погодных условиях (сильный снегопад, гололед) скорость потока может быть лишь немного больше, чем в городе, опять же высок риск возникновения аварий - ей-богу, в таких случаях от МКАД лучше держаться подальше! 

С расходом топлива тоже все неоднозначно. Да, на кольцевой вы будете тратить меньше. Но сам маршрут длиннее, он включает и городские улицы ( соответственно и "городской" режим). Ну а главное - при желании и умении можно экономить топливо и по городу. Так что все относительно!

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
 

Нам повезло!

Ох и люблю я "научно-популярные" материалы Ивана. Вот, к примеру, после "Менять или "лечить"? Все, что нужно знать о ремонте стекол" еще раз убедился в том, что мое лобовое стекло в ремонте пока не нуждается, а после "Быстро и дешево. Учимся пользоваться мойкой самообслуживания" - в том, что мыть свой автомобиль сам если и буду, то только в домашних условиях. Но когда Ваня предложил сравнить скорость передвижения по городским улицам и кольцевой, я слегка разочаровался: здесь ведь все понятно! Но не поддержать коллегу не мог, и, как выяснилось позже, скептицизм мой был напрасным. Как минимум один свой постоянный маршрут я проложил по-новому, а на МКАД стал заезжать чаще. В общем, обо всем по порядку.

Первый заезд полностью повторяет мою дорогу в редакцию, которую я проделываю каждый день. Попробовав оба варианта (через город и по кольцевой), я все-таки остановился на третьем - трамвай + метро. Да-да, машину я использую 1-2 раза в неделю, когда в ней есть реальная необходимость или когда просто "хочется". Но истина важнее - на старт, внимание, поехали! Маршрут Червякова - Хоружей - Коласа - Независимости я знаю наизусть. Знаю, что "зеленую волну" можно словить такую, что доедешь без остановок до Коласа, а там через два "красных" светофора уже и проспект Независимости, на котором придется встать на запрещающий сигнал еще ровно три раза - на Бровки, Филимонова и Калиновского. Все перестроения отточены до автоматизма, все знаки изучены, исчезновение любой ямки воспринимаешь как невосполнимую потерю - все-таки подвеска уже привыкла. Кстати, на этом маршруте я проезжаю 25 светофоров. Двадцать пять! А Иван, выбравший "кольцо", если не ошибаюсь, всего шесть… И средняя скорость там выше…

Дорога "туда" как раз в это утреннее время занимает 20-25 минут. Так и получилось. Признаться, когда заруливал в "карман" вдоль проспекта, где обычно оставляю своего верного "коня", был уверен в том, что Иван еще где-то на кольцевой, все-таки расстояние там прилично больше. Но Ваня издевательски улыбался и фотографировал.

Потом я два раза выбирал варианты проезда через кольцевую и оба раза оказывался хоть чуточку, но быстрее. И после эксперимента у меня вот какие выводы:

1. Несмотря на то что мы имеем едва ли не самый высокий процент автомобилей в расчете на тысячу человек на всем постсоветском пространстве, даже в Минске настоящих пробок нет. Небольшие заторы, которые почти всегда можно объехать, но не пробки. И это прекрасно. Потому что если городским властям, градостроителям, ГАИ и водителям - всем вместе - удастся ухватить этот момент, удастся не погрузить город в постоянное "стояние", мы получим одну из самых удобных столиц Восточной Европы.

2. Минск настолько мал, что МКАД почти всегда оказывается быстрее - доехать от кольцевой даже до самого "глубокого" места в центре получается просто и быстро, особенно если это делать по широким проспектам типа Независимости или Дзержинского. Например, в Москве ситуация иная. Использовать там самое крайнее, третье транспортное, кольцо для проезда в центр аналогично Минску никто не станет - по городу пробраться будет не просто короче, но и быстрее.

3. Кольцевая вроде как должна быть транзитной артерией, а по факту используется для доезда из одной точки города в другую.

И это говорит о том, что, во-первых, нам все-таки повезло, а во-вторых, не будь кольцевой, город наверняка уже  задыхался бы от заторов.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY 

Наш вердикт

Итак, все три заезда закончились в пользу кольцевой. И хотя на деле выигрыш по времени не так уж велик (в каждом заезде он составил всего около двух минут), преимущество более длинного, но при этом более скоростного маршрута налицо. К тому же у МКАД есть еще один немаловажный плюс. Чтобы держать хорошую среднюю скорость в городе, нужно "не зевать", иметь высокую концентрацию внимания и ехать достаточно активно. Путь же через кольцевую дольше, но спокойнее - и для многих это куда важнее экономии времени или топлива. 

Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ, Ивана КРИШКЕВИЧА и Алексея ХВОЩИНСКОГО