История создания серии опытных моделей ЗАЗ началась в 1961 году на заводе "Коммунар" под руководством Ю.Н.Сорочкина. На базе перспективного тогда ЗАЗ-966 был спроектирован опытный грузовик ЗАЗ-970 грузоподъемностью 350 кг. По сути, представленный на рисунке автомобиль был некой поисковой компоновочной работой. Заводчане дали машине прозвище "Точило". В отличие от последующих машин 970-го семейства она была выполнена в капотной компоновке. Правда, размеры капота были весьма небольшими. 

В 1962 году с учетом накопленного на модели ЗАЗ-970 опыта "Коммунар" представил целое семейство легких автомобилей (все колесной формулы 4х2), среди которых был и цельнометаллический фургон ЗАЗ-970Б. 

Внешний вид всего семейства разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (дизайн-центров тогда еще не существовало) под руководством Ю.В.Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Л.П.Мурашов (еще работая на ЗМА, он участвовал в создании "Москвича-444"). Автомобили новой серии оснащались форсированным до 27 л.с. двигателем от ЗАЗ-965А (располагался сзади) и стандартной коробкой передач. Помимо этого, автомобили унаследовали от ЗАЗ-966 независимую подвеску всех колес: переднюю - торсионную на продольных рычагах, заднюю - пружинную.

Фургоны ЗАЗ-970Б имели перегородку между салоном и грузовым отсеком полезным объемом 2,5 куб. м. Грузоподъемность машины составляла 350 кг с водителем и пассажиром. Заднемоторная компоновка 970-го семейства обусловила своеобразие доступа к грузу в кузов фургона - грузовые двери располагались по обеим сторонам кузова. Кроме того, имелся специальный люк над моторным отделением. Из-за того что двигатель был V-образным, он удачно расположился внутри кузова, не выступая по высоте над грузовой площадкой. Поэтому она была идеально ровной по всей площади пола.

Вместе с фургоном ЗАЗ-970Б и пикапом ЗАЗ-970Г был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) ЗАЗ-970В. Второй и третий ряды сидений были сконструированы складывающимися, отчего автомобиль был, по сути, грузопассажирским. Когда сиденья первого ряда были сложены, он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах вес груза составлял 350 кг. 

Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным "горбом" выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещались на заметном расстоянии друг от друга, а между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту.

Появился также пикап ЗАЗ-970Г, предназначенный для перевозки 400 кг груза и двух человек. Автомобиль имел открытую грузовую платформу, снабженную справа двустворчатой распашной дверью шириной 940 мм. Погрузочная высота платформы, как и у фургона, составляла 500 мм. По верху ниши, под которой располагался двигатель, имелся люк для его обслуживания. Всего для проведения испытаний было построено не менее двух экземпляров автомобиля.

Имелся и полноприводной вариант машины с обозначением ЗАЗ-971. Он появился после создания опытного грузовика ЗАЗ-970. В автомобиле был тентованный верх грузового отсека. Все силовые агрегаты были взяты от ЗАЗ-965А и ЗАЗ-966. Машина имела заднее расположение мотора.

Самый необычный проект "запорожца" появился в конце 70-х годов ХХ века. В это время на заводе он рассматривался как один из вариантов расширения выпускаемого на тот момент модельного ряда. Был объявлен внутризаводской конкурс на лучший автомобиль-такси. Один из призеров конкурса представлял собой автомобиль на агрегатах перспективной тогда "Таврии", его длина не превышала 3,5 м. Примечательно расположение водителя - над левым передним колесом, в то время как двигатель предполагалось разместить впереди машины, справа от водителя. Был построен лишь опытный образец удивительного автомобиля, его дальнейшая судьба неизвестна.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор

Peel P-50 и Trident: самые маленькие автомобили в мире

Почему автобус не встал на рельсы. История необычного РА-1

Летающий Willys: как из внедорожника делали "десантника"

Самые длинные лимузины в истории: на базе "Боинг-727", длиной 30 метров

"Мессершмит" на колесах: почему немецкий производитель самолетов стал выпускать автомобили

Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541

С винтом наперевес: как аэромобиль 20-х годов стал серийной машиной 

Вот бы МАЗ такое создал: как заработать на плавающем автобусе?

Владельцы X6, скажите спасибо! История Isetta, которая спасла BMW

Тalbot-Lago T-150: один из красивейших автомобилей всех времен и народов