По крайней мере так утверждает наш собеседник Сергей Шуманский. В прошлом - директор ЧУП "Автохолдинг", а ныне индивидуальный предприниматель, который продолжает работать в данном направлении под брендом usa-auto.by, объясняет, почему автомобили из США по-прежнему интересны белорусам, каких повреждений опасаться не стоит, а какие лучше не рассматривать. 

Рынок на взлете

- "Автомобиль из США" - это еще интересно?

- Американское направление сейчас активизировалось, поток покупателей стал даже больше, чем до 2014 года. Мне есть с чем сравнивать, я в этом бизнесе с 2004 года. И я отлично помню "суету" 2011-го, когда все хотели успеть ввезти и растаможить машину до 1 июля, и 2014-й, когда начавший восстанавливаться спрос на американские машины сошел на нет из-за обвала цен на российском рынке. Но сейчас российские цены уже не так интересны, а европейские по-прежнему высоки. А вот покупка автомобиля в Штатах все еще выгодна. 

- Да, но только при условии, что автомобиль после аварии…

- Да, если брать целый Ford Fusion, он выйдет даже дороже, чем европейский Mondeo или те Fusion, что продаются у нас. Американский рынок уникален из-за особенностей работы страховой системы, когда даже слегка битый автомобиль стоит очень дешево. Настолько дешево, что даже с учетом доставки, растаможки и восстановительного ремонта его покупка будет выгодной. 

- При этом мы говорим про "проходные" модели от трех до пяти лет с объемом двигателя до 1,5 литра?

- Вовсе не обязательно. На самом деле есть клиенты, которые везут более свежие машины, младше трех лет. В этом случае ими очень востребована услуга по предварительному расчету стоимости автомобиля. Дело в том, что для машин в возрасте до трех лет растаможка рассчитывается исходя из оценочной стоимости. У нас есть возможность обращаться к оценщикам для производства предварительного расчета по фотографиям. Таким образом, прежде чем участвовать в аукционе, покупателю дадут оценку покупаемого авто для расчета таможенной стоимости

Также довольно часто покупают машины с более объемным двигателем, например, Toyota Prius 1.8, Hyundai Santa Fe 2.0 и другие. Но наиболее популярные модели - "проходные" Ford Fusion (американский "родственник" Mondeo) и Escape (аналог европейского Kuga) с 1,5-литровым двигателем, Fiat 500L, Chevrolet Trax и Cruze с двигателем 1.4. 

- Цены стабильны или имеют место сезонные колебания?

- Сейчас, весной, как раз "обострение": в конце февраля - мае всегда повышенный интерес к автомобилям, возрастает активность на рынке. Вот у меня сейчас в работе находится 5-6 заказов, я всем клиентам говорю: не спешите, подождите. Пик пройдет, цены опустятся. Есть уровень, к которому цены вернутся в любом случае. Например, сейчас тот же Fusion в базовой комплектации со средними повреждениями дешевле 3000 долларов не купишь, притом что обычно такой вариант стоит в районе 2000-2200. Так что, если время терпит, лучше подождать. 

- С другой стороны, маячит 1 июля, когда должно стать обязательным свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Так что для некоторых сроки горят!

- В прошлом году этот сертификат пытались ввести, затем на год отложили, потому что были не готовы, было много недовольства. В России он уже давно введен. Сначала были сложности, это стоило около 200 долларов. Сегодня это уже 85, делается по звонку. Так что, думаю, месяц-два, и все стабилизируется. 

- А введение ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2019 года?

- Да, это будет дороже. В России оснащение этой системой стоит около 40.000 российских рублей, или около 700 долларов. Возможно, со временем станет дешевле и проще, но как это будет у нас, вообще никому не известно. 

- Допустим, мы приобрели на аукционе автомобиль за 3000 долларов. Какие еще расходы ожидают покупателя?

- Прежде всего - аукционный сбор. Он зависит от стоимости автомобиля и при цене 3000 составит около 500 долларов плюс-минус 50. Далее доставка до Минска. Если это Восточное побережье, то выйдет в районе 1700-1800 долларов. Центральная часть США и Калифорния могут быть чуть дороже, потому что и перевозка до порта дальше, и стоимость доставки морем выше. Это расходы, связанные с транспортировкой автомобиля по Америке, загрузкой, доставкой морем до Клайпеды и привозом контейнера в Минск. Сюда же включены услуги американской стороны. Без нее никак, так как она закрывает многие вопросы, которые дистанционно отсюда решить сложно или невозможно. Часто в интернете указывают "сырую" доставку, без стоимости услуг американской стороны, а на самом деле итоговая стоимость оказывается выше. Поэтому при разговоре с представителями компании всегда надо уточнять, что именно входит в стоимость.

Услуги по поиску автомобиля и участию в торгах оплачиваются отдельно. В моем случае это от 100 до 500 долларов в зависимости от объема оказываемых услуг. Если говорим про "проходные" варианты (3-5 лет, двигатель объемом 1,5 литра), выйдет порядка 3200 плюс утильсбор в районе 370 долларов.

Итого расходы (налог аукциона, доставка и таможня) - это около 6000 долларов. Плюс стоимость восстановления, скажем, еще 1500-2000. В таком случае купленный в США за 3000 долларов автомобиль на выходе с восстановлением обойдется вам в 10.500-11.000. У нас на рынке Fusion 2013-2014 годов, более-менее хорошо восстановленный, стоит 12.500-14.000 долларов. 

Оценка с гарантией

- Вы сказали, что стоимость ваших услуг колеблется от 100 до 500 долларов. Почему такая разбежка?

- Стоимость зависит от объема предоставляемых услуг. Допустим, человек пришел только поторговать лот безо всяких консультаций - это стоит 100, и это минимальная цена для такой услуги. 

За 200 долларов будет сделана подборка консультаций по каждой выбранной машине. Я постараюсь помочь по максимуму, дам примерный расклад по стоимости восстановительного ремонта и стоимости запчастей, чтобы человек представлял, во сколько ему встанет автомобиль по итогу со всеми затратами. 

А вот за 500 я уже гарантирую расчетную стоимость восстановительного ремонта! Хочу обратить внимание на то, что до меня такую услугу никто не предоставлял и вряд ли кто-то решится на это. Особенность этой услуги в том, что еще до покупки автомобиля клиент будет знать, во сколько ему обойдется восстановление. Будет определена сумма всех расходов "под ключ", которая вписывается в договор. Для клиента она остается неизменной, даже если потом обнаружатся скрытые повреждения. Я несу за это ответственность. Возможно, многие решат, что это большой риск. Согласен, но при грамотном подходе и опыте в данном направлении все риски сведены к минимуму.

- Внешне может быть просто поврежден бампер, а за ним скрываются другие повреждения - усилитель, лонжероны, радиаторы…

- Вот в этом и суть данного предложения! Простому автолюбителю обычно сложно оценить объем работ. На самом деле нужно внимательно смотреть фотографии, потому что много машин "зафуфленных". Читаешь описание: заводится, едет, с виду все неплохо. А приходит конструктор, который куплен дорого, но требует куда более дорогого ремонта, чем казалось вначале. А ведь если внимательно присмотреться, проанализировать все видимые "нюансы", можно заподозрить неладное. Непрофессионализм исполнителя и желание клиента купить быстрее и дешевле целую машину приводят к неприятностям. 

Нам же, имея большой опыт в этом направлении, проще оценивать такие риски и более точно определять состояние автомобиля: когда одну модель перебираешь 15 раз, уже видишь все нюансы - где что торчит, как сделано. Проще оценивать степень повреждения и представлять, что скрывается за битым элементом. 

Масштаб повреждений определяется по фотографиям: мы видим, какие запчасти и материалы потребуются, во что обойдется восстановительный ремонт. Это касается не только явных повреждений, но и тех недостатков, которые возможны, но скрыты. Мой профессионализм заключается в том, что я несу ответственность за качество своей оценки. И если я ошибусь, клиент за это переплачивать не будет. 

- Вы можете определить перечень деталей и материалов, работ, но ведь у каждой СТО есть разбежка в стоимости, да и запчасти разные бывают. Как же тогда гарантировать стоимость ремонта? 

- У нас есть возможность ремонтировать автомобиль на СТО, где есть кузовной участок и покрасочная камера. Поэтому клиент, если захочет, может получить автомобиль "под ключ". При этом качество работ и их стоимость сопоставимы с тем, что предлагают другие мастерские. Могут использоваться как новые, так и б/у детали - тут решает клиент. Если ставились новые детали и не было коррозии на элементах, на работы дается гарантия 1 год. Если восстанавливался ржавый элемент, гарантия составит полгода. Ну а если стоимость ремонта оказывается выше расчетной, это, повторюсь, уже наши проблемы. 

- По идее в таком случае при оценке работ надо закладывать страховку 15-20 процентов. Соответственно так будет думать и клиент: наверняка ценник завышен. Или же незапланированный ремонт будет делаться как можно дешевле, чтобы вписаться в бюджет.

- Нет, расчет стоимости работ будет стандартный, безо всяких наценок и страховок. То есть если я ошибся, то просто решаю все проблемы за свой счет. 

- В чем тогда ваш интерес?

- Смысл в том, чтобы сделать услугу более качественной. Многие, так сказать, конкуренты просят 300-500 долларов просто за услугу сделать ставку, безо всяких обязательств. И большинство людей ведется на красивый офис в центре и грамотную речь менеджера... Я же всю расходную часть в этом бизнесе свел к минимуму, у меня нет аренды, работаю с клиентом лично и при этом считаю, что у меня самая гибкая и удобная вариация услуг для клиента.

- А вы полагаете, что вариант "гарантированного ремонта" будет востребован? Все-таки по сравнению с обычной услугой переплата составляет 300 долларов.

- Есть люди, которые хотят купить в США автомобиль относительно недорого, но рассчитать самостоятельно стоимость ремонта не могут, а тем более получить гарантии по стоимости ремонта. Ведь также есть и слухи, что можно купить совершенно не то, что на фото, просто в итоге получить "кота в мешке". Именно у таких клиентов эта услуга больше всего востребована. В конце концов, каждый должен заниматься своим делом и делать свою работу.

С самого начала своей деятельности я к каждому клиенту подходил индивидуально и старался максимально поделиться своим опытом и сделать каждую покупку автомобиля выгодной и желанной для клиента. Чтобы человек рекламировал меня перед своими друзьями и родственниками, важно, чтобы он был доволен покупкой и не сталкивался с вопросами и проблемами. Так что в этом я заинтересован не меньше его. 

Какой "косяк" дешевле?

- А какие машины лучше не брать, если мы говорим про повреждения? 

- Если какое-то повреждение меня смущает или я вижу много подвохов, открыто говорю об этом клиенту и ставлю под сомнение такой вариант. Большинство людей берет повреждения боковые или задние. Почему-то все считают, что восстановление машины, битой в переднюю часть, обойдется дороже: там двигатель, радиаторы, много деталей. Хотя переднюю часть обычно сделать и легче, и дешевле, ведь все элементы съемные. А при ударе сзади, как правило, уже страдают крылья. Старые надо вырезать, новые вваривать или вытягивать "родные". Если все качественно делать, выйдет недешево. 

- А можно привести какой-то конкретный пример?

- Возьмем Ford Fusion, с которым мы постоянно имеем дело. Легкий удар в заднюю часть приводит к повреждению оптики - 400-500 долларов, крышки багажника - 300 за железо и 100 за пластик, бампера - 250, его усилителя - 90. Вот уже 1240 долларов. Заднее крыло на Fusion стоит 400. Плюс работа по демонтажу/монтажу: деталь надо вырезать, вварить, сварные швы хорошо обработать, зазоры выставить - это 300. Далее покраска: берем по "сотке" за элемент и не забудем про скрытые повреждения или переходы. Итого на выходе получаем 2200-2400 долларов при легком ударе. 

- А если удар в переднюю часть? Разбиты две фары, повреждены бампер, крыло, капот...

- Фары стоят 350 долларов, крыло - около 80, столько же усилитель. Бампер стоит 80-90, верхняя решетка - 70-80, нижняя - 30. Итого 710 долларов. Ничего вваривать не надо, только выставить зазоры. Если капот не поврежден сильно, то делается "родной", если нет, то новый стоит 250. Поставить зазоры по переду - около 100 долларов, если капот рихтовать - 150. Покраска - 400 с переходами. То есть максимум полторы тысячи, редко выходит дороже. Ну, положим, пострадают рамки радиатора ("телевизоры"). Они стоят по 75 долларов. 

- Визуально все оценили, но по факту поврежден радиатор, лонжероны? 

- Радиаторы - 100-120 долларов. Нижний, правда, 300, но это видно на фотографиях по характеру удара, а также исходя из того, срабатывали ли подушки безопасности. Если нет, то лонжероны будут целые. Бывает, машина выглядит некрасиво, удар пришелся в верхнюю часть "передка": машина въехала под грузовик. Капот пострадал, фары разбиты, но подушки целые, удара по лонжеронам не было. Да и подушку сейчас восстановить не проблема. На руль можно сделать в районе 120-150 долларов. Все это много раз делалось, так что цены есть. 

- А если боковой удар?

- Делается все, вопрос в цене. Мы говорим про легкие удары. Если крыша или силовые элементы не повреждены, то в принципе ничего страшного. Центральная стойка вваривается. Оборудование позволяет выравнивать, но если повреждения большие, лучше все-таки менять. Элементы, например двери, может, и не такие дорогие, но при восстановлении боковых ударов работы много, она "тонкая", так что делать качественно довольно дорого. 

- А как насчет "утопленников"?

- Это очень большой риск. Я лучше "перевертыша" возьму, чем буду связываться с "утопленником". Даже если машина заводится, едет и указана "ватерлиния" (по какой уровень она была затоплена), это ничего не гарантирует. Достоверно определить, насколько действительно была затоплена машина, очень сложно. Если она какое-то время простояла в воде, особенно соленой, по приходе сюда электрика приходит в негодность. Многие провода просто ломаются, выходят из строя электронные блоки. Также от воды страдают основные узлы - коробка и двигатель. Появляется внутренняя коррозия деталей. В худшем случае агрегат попадает по замену. Но это поменяли - поехали дальше. А хуже всего многомесячная эпопея с электрикой. Появляются фантомные неисправности, найти которые может быть непросто и очень дорого. Да, бывают случаи, когда достаточно убрать салон, избавить его от запаха - и все: машина без проблем ездит. Но надеяться на то, что вам обязательно повезет с "утопленником", не стоит. Так что есть лучший вариант - взять слегка ударенную машину. 

Наш вердикт

Автомобиль из США - это по-прежнему интересно, особенно если речь идет о "проходных" годах выпуска и малолитражных моторах. Но помним, что на конечную стоимость влияет не только цена покупки на аукционе и величина таможенных платежей, но и затраты на восстановительный ремонт. Так что к оценке приглянувшегося лота лучше подойти ответственно, а если есть сомнения в собственных силах - воспользоваться услугами специалистов. 

ABW.BY