Со своей стороны мы помогали всем, кто стал обладателем залогового автомобиля, поскольку большинству обратившихся в нашу редакцию было совершенно непонятно, что делать дальше и каковы перспективы оставить себе хоть и законно приобретенный, но обремененный обязательствами автомобиль.

Участвовали мы и в судебных процессах по искам российских банкиров об изъятии автомобилей в их пользу. Благо пока счет в пользу белорусских автовладельцев, да и продавцы залоговых машин на местных авторынках на какое-то время легли на дно, почувствовав усиленное внимание к данной теме.

Период затишья, увы, прошел, информация об очередном залоговом автомобиле вновь стала появляться с пугающей регулярностью.

И все же благодаря совместным усилиям некоторые истории получают неожиданное развитие.

Нам написал Игорь, врач из Минска, который тоже приобрел залоговый автомобиль:

"В декабре 2018 года, просматривая множество б/у автомобилей только в белорусских автосалонах и автохаусах, я заинтересовался автомобилем KIA Rio 2015 года выпуска, продаваемым одним автохаусом. Состояние автомобиля отличное, небольшой за три года эксплуатации пробег.  Цена, заявленная продавцом, меня устраивала полностью. Сама машина предназначалась моей жене в качестве подарка на юбилей - она впервые пробовала себя в качестве автомобилиста.

Менеджер автосалона произвел приятное впечатление. Как при встрече, так и посредством мессенджера ответил на все интересующие вопросы, касающиеся автомобиля.

Меня заверили, что машина юридически абсолютно чистая, куплена гражданкой Беларуси новой у дилера в Санкт-Петербурге в 2015 году, что подтвердилось сервисной книжкой автомобиля и ПТС. Продавец отметил, что автомобиль покупался предыдущей владелицей за наличные средства, вся его стоимость была выплачена сразу.

Мы заключили  договор купли-продажи, а поскольку финансово я сразу всю сумму не потянул, воспользовался автокредитом банка, который рекомендовал этот же продавец.

Жена была очень довольна.

На учет автомобиль сразу не поставил - сказалась загруженность по работе, да и в командировку пришлось улететь срочно. "Приеду - займусь", - решил я.

Вернувшись из поездки, я отправился регистрировать автомобиль. 14 марта мне позвонили из МРЭО на улице Тимирязева в Минске и попросили подойти за документами, которые уже готовы.

Я удивился такому персональному вниманию правоохранителей: сами звонят, сами приглашают, странно как-то. Навстречу вышел капитан милиции и сообщил, что мой автомобиль находится в розыске по линии Интерпола. Это было как ушат холодной воды на голову! Капитан сообщил, что это уже 12-й подобный случай, возможен сбой компьютера, при этом спросил, где сам автомобиль находится, и попросил его осмотреть.  Подъехав ко мне на работу, он осмотрел машину и сказал, чтобы я написал отказ от ее использования, продажи, разукомплектования и т.д. База данных ГАИ, как выяснилось, была в полном порядке, наихудшие новости подтвердились".

Как раз в этот момент Игорь и обратился в редакцию, мы оказывали ему необходимую информационную поддержку, изучали документы. В принципе таких случаев на момент его обращения мы насчитывали уже сотни.

Выяснилось, что автомобиль Игоря юридически принадлежит банку как держателю залога. А в нашем случае не какому-нибудь банку, а тому самому ООО "Русфинанс Банк", который уже предпринимал попытки забрать в Беларуси автомобили у их владельцев.

Мы писали о том, что в отношении сотрудников банка были возбуждены уголовные дела о мошенничестве. Под вывеской столь серьезного финансового учреждения кредитные договоры с залоговым обеспечением в виде автомобилей были поставлены на поток. Как правило, после "оформления" фиктивной сделки сами автомобили успешно приезжали в нашу страну, а карманы жуликов и тех, кто им помогал - "перекупов" и "вешалок" (граждан РБ, на которых регистрировались авто для последующего получения "транзитов"), - пополнялись значительной суммой денежных средств.

Знали ли участники схемы о том, что реализуют залоговое имущество? Каждый сам для себя ответит на этот вопрос.

К слову, ввоз залоговых машин в Беларусь остановить так и не удалось - правоохранители неоднократно отказывали в возбуждении уголовных дел, в том числе и по заявлениям Aвтобизнеса. "Нет состава преступления", - говорили они. И это несмотря на то, что один деятель пригнал из России более 50 таких авто (это только то, что удалось узнать), все продал таким людям, как Игорь. Данные этого человека с перечнем ввезенных им автомобилей мы предоставили. Увы, реакции не последовало.

 

Надо было что-то делать, и первое, с чего мы решили начать, - выставить официальную претензию продавцу. Ведь если следовать нормам Закона РБ "О защите прав потребителей", то именно продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования по назначению. А поскольку ГАИ, учитывая нахождение автомобиля в розыске, отказала в постановке его на учет, причем абсолютно законно, то эксплуатация такого автомобиля на дорогах страны запрещена.

Автосалон претензии покупателя не удовлетворил и имел на это свою аргументацию: разбирайтесь с собственником сами, без нас. "Претензии направляйте комитенту", то есть предыдущему собственнику, который заключил с автохаусом комиссионный договор на продажу авто.

С нашей стороны были ответные доводы: тогда при чем тут договор купли-продажи, заключенный между Игорем и автосалоном?

Оставалось идти в суд.

Не будем вдаваться в юридические тонкости процесса, скажем лишь, что Игорь прошел сложный путь. Но это того стоило - суд постановил расторгнуть договор купли-продажи автомобиля. И хотя это не позволило полностью возместить понесенные расходы, такие как выплаты процентов по кредиту, когда фактически пользоваться авто не имеешь возможности, а платишь за него регулярно, но лучше так, чем никак.

Решение суда в настоящий момент в законную силу не вступило, поэтому открывать шампанское Игорю пока рановато.

Остается только понять роль каждого в этой цепочке событий, чтобы ответить на вопрос: почему залоговые автомобили до сих пор успешно реализуются в Беларуси и кто за это ответит? Ведь и сам автосалон, и тот, кто этот автомобиль в автосалон для продажи предоставил, могли и не знать о его "мутном" прошлом.

Но об этом наверняка знал тот, кто, как говорится, купил "задешево" в России и перепродал со своей маржой тут. Начинать нужно именно с этих людей. С россиянами-махинаторами в рамках уголовных дел, как в нашей истории, разберутся. А вот кто разберется с белорусскими любителями легкой наживы, если заявлений об обмане сотни, а наказанных нет?

Наши статьи по теме залоговых авто

Расследование ABW.BY. Как на рынке в Малиновке оказались залоговые автомобили из России по низким ценам?

Российский банк подтвердил существование мошеннической схемы. ABW.BY ищет пострадавших 

Расследование ABW.BY. Покупателей залоговых авто из России становится всё больше

Расследование ABW.BY. "Предприниматель" десятками ввозит из России залоговые авто. Когда его наконец-то остановят? 

Расследование ABW.BY. Как мы покупали залоговый автомобиль и выявляли мошенников 

Первый пошел? Российский банк хочет вернуть залоговый автомобиль через белорусский суд. Машина - под арестом

Отберут или не отберут? Сегодня белорусский суд вынес первое решение по залоговому авто 

Как государство "карает" продавцов залоговых авто. ABW.BY и добросовестный покупатель - в поисках социальной справедливости 

Осторожно - залоговые автомобили! Почему мошенники вернулись на белорусские рынки


Евгений ГРАЧЕВ
Aвтобизнес
Фото автора и из открытых источников носят иллюстративный характер

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!