На следующий день все объявления этого щедрого продавца были удалены. Тогда мы закончили свое расследование словами о том, что такие предложения вовсе не единичны, причем среди довольно крупных игроков автомобильного рынка Беларуси. И действительно, зачем нашим гражданам автомобили со скидкой почти в два раза, если есть предложения, когда автомобили можно приобрести совсем бесплатно? За все заплатит… продавец. Как такое может быть, разбирался Евгений Грачев.

Проверяем на себе
 

Мы очень рады, что наши читатели следуют советам Автобизнеса и не становятся жертвами чудо-предложений о покупке автомобилей в Беларуси. В первом материале мы умышленно не упомянули "суперпредложение" одного столичного автохауса с действием неизвестной до этого программы FAC, по которой цена автомобиля иногда становилась ниже цены завода-изготовителя. Мы хотели проверить все сами - как можно приобрести автомобиль из салона за полцены?

Но читатели Автобизнеса нас опередили: после нашей публикации они все проверили, за что им большое спасибо. Оказывается, что полцены - это ерунда. Бесплатно - вот предложение, от которого невозможно отказаться.

Из телефонного разговора с представителем минского автохауса "Фрэш Авто" мы (и наш читатель, который предоставил запись в редакцию, а именно эту организацию мы и "держали в уме") узнали много интересного, в том числе и про сам интернет-портал Автобизнес. Просим дочитать все и дослушать до конца, чтобы понять, до чего продавцы автомобилей могут дойти, чтобы продать то, что им не принадлежит, и при этом заработать.

"Думаете, что за пять минут изучите? Девять лет надо!"
 

Skoda Rapid 2018 года выпуска с пробегом всего 23.000 километров и по цене всего 8800 долларов - почему так дешево? Все просто: работает спецпрограмма снижения цены FAC.

Как такое не купить, когда денег в наличии не очень? Почти же новый автомобиль! Читатель Автобизнеса Игорь решил позвонить продавцу и узнать, как все это работает и как стать счастливым обладателем прекрасного автомобиля.

 

Стенограмма разговора

Игорь: Здравствуйте, по объявлению звоню. Машинка у вас Skoda Rapid, цена какая-то "заманушная" и интересная.

"Фрэш Авто": Вы по спецпрограмме, наверное, смотрите?

Игорь: Да, а что за спецпрограмма? Расскажите мне, пожалуйста.

"Фрэш Авто": Смотрите, машину берем, кидаем в лизинг или по спецпрограмме, если новую из салона, а платежи кладем на обслуживающую компанию. В итоге экономим вам денег в три раза.  От сэкономленной суммы мы берем 8 процентов себе потом.

Игорь: Ясно, а что за спецпрограмма такая в Беларуси? Кто-то работает с ней?

"Фрэш Авто": Да кто угодно. Любая фура, которую вы видите на дороге, куплена именно таким образом.

Игорь: Так, а что за организация такая - спецпрограмма, кто это такие, как зайти к ним, посмотреть и пообщаться?

"Фрэш Авто": Идете в Приорбанк, открываете премиум-банкинг - вот вам и способ гасить вашу спецпрограмму. Идете к дилеру, выбираете машину - вот вам обязательства перед дилером и вот вам бесплатная машина. Я уже по телефону сказал вам, как это сделать.

Игорь: Все ясно. Тут просто есть по телефону такие аферисты и работает спецпрограмма FAC. Это не ваша программа?

"Фрэш Авто": А в чем аферизм, скажите? У вас просят деньги или что?

Игорь: Статья там такая вышла конкретная про спецпрограмму FAC.

"Фрэш Авто": Ну статьи пишут дебилы, они безответственные.

Игорь: Это редакция Автобизнеса. Там что, дебилы сидят?

"Фрэш Авто": Абсолютно, полные дебилы, о чем мы им и доложили.

Игорь: Вы им доложили, сказали?

"Фрэш Авто": Да (это ложь. - Прим. ред.).

Игорь: Никакой спецпрограммы нет. Страховые компании не работают так. Где находится эта программа? Я хочу увидеть это юридическое лицо, этот FAC и понять, кто это такие и как работают.

"Фрэш Авто": "Фрэш Авто Комьюнити", FAC - это мы. Это ООО "Фрэш Авто Комьюнити". У нас есть спецпрограмма. Мы каждое свое слово, которое пишем в договоре, исполняем. И никто этого не опроверг. Если кто-то это опровергнет, мы дадим десять тысяч долларов тому, и вам в том числе.

Игорь: А почему тогда Автобизнес написал такое?

"Фрэш Авто": Мы должны подать в суд и требовать компенсацию и так далее. Но они же журналисты, они все обтекаемо написали. Они взяли за основу разговор менеджера какого-то и "обсосали". Они же не предоставили документы хоть одного обманутого человека. Или предоставили?

Игорь: Ну потому что обманутых нет, так как эта программа недавно работает. Или что? В чем сыр-бор?

"Фрэш Авто": 2004 год, постановление Минфина. 15 лет работает эта программа в Беларуси.

Игорь: А сколько клиентов купило уже машин у вас по этой вот программе?

"Фрэш Авто": Миллион клиентов купило. И необязательно это мы должны быть. Мы ее (спецпрограмму. - Прим. ред.) назвали так, а вы можете ее назвать по-другому.

Игорь: А в чем плюс этой программы? Вы что от этого имеете?

"Фрэш Авто": Мы имеем 8 процентов, а вы - бесплатно машину. Вы сядьте и разберитесь спокойно, уделите этому время - и скажете: "А-а-а, извините, я дурак был".

Игорь: Вы мне ссылочку скиньте, я посмотрю договор этот, с юристом посоветуюсь, и мы посмотрим, может, нюансы какие есть. Понимаете? Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нет такого, чтобы что-то бесплатно раздавалось, нет. Все хотят зарабатывать, все хотят получать.

"Фрэш Авто": Вы задаете вопросы и отвечаете, вам не интересны ответы. Вы хотите свое мнение мне сказать?

Игорь: Да нет, вы мне скиньте информацию по этой программе.

"Фрэш Авто": Я вам хочу объяснить. Вот вы видите это как информацию, а я вам объясняю: надо постановление Минфина изучить, чтобы понимать, как это работает. Как государство льготирует фуры, которые покупаются, и так далее. Далее нужно на сайте обслуживающей компании разобраться. Вы думаете, что за пять минут изучите? Девять лет нужно. Я вам объясняю, почему ваш путь ошибочный, которым вы хотите пойти.

Игорь: У меня нет ошибочного пути, я не хочу просто быть обманутым. Обманутым не хочет быть каждый гражданин.

"Фрэш Авто": У вас попросили деньги? Нет. Вам сказали деньги оставить у себя. Вы чувствуете разницу вообще? Вы хотите купить машину за деньги, а я вам говорю: нет, оставьте у себя деньги, пусть они всегда у вас будут. В этом и суть программы - мы должны ваши деньги у вас оставить. А за это лишь потом, через пять лет, взять с вас 8 процентов. Хоть одна организация вам такое предложила вообще хоть раз?

Игорь: 8 процентов - это за пользование кредитом или как? Я не понял.

"Фрэш Авто": От сэкономленной суммы. Если машина была десять (десять тысяч долларов. - Прим. ред.), а мы вам в ноль ее сделали, в ноль самортизировали. Мы вам сэкономили десять тысяч или нет?

Игорь: Ну вы мне и расскажите. Вот я захожу в дилерский центр, машина Skoda Rapid есть, она стоит 18.000 долларов. Я подхожу к менеджеру и говорю: "Я хочу взять эту машину за 18.000 долларов". Дальше мои действия?

"Фрэш Авто": Вам дают спецификацию.

Игорь: Спецификацию по кредиту, да?

"Фрэш Авто": Да. Там будет указано, сколько вы должны платить каждый месяц.

Игорь: А какой банк предоставляет эту программу?

"Фрэш Авто": Все, что вам там скажут (в автосалоне. - Прим. ред.), вы все это можете использовать. Вам дадут там и Газпром, и что угодно. Нам важна сумма, которую вам согласовать, чтобы за вас платить потом ее. Вот и все, что нам от вас нужно.

Игорь: Вот, например, Беларусбанк мне дает кредит под процентную ставку какую-то там…

"Фрэш Авто": Да любую ставку, хоть 500 процентов. Вы все равно не платите эти проценты, вам это не важно абсолютно. Вам важно получить автомобиль и дать нам спецификацию.

Игорь: И вы будете платить этот кредит за меня?

"Фрэш Авто": И мы будем платить за вас.

Игорь: Так, я не понимаю, а в чем тут "класс"?

"Фрэш Авто": Все не понимают, поэтому все и критикуют. Уделить десять часов никто не хочет и понять. Все хотят только критиковать. А когда разбираются, то "Вау!", и мы-то тогда, мы им сунем договор, в котором полная конфиденциальность. Они не имеют права рот открыть. И мы в свою очередь храним эти данные клиента. В этом вся фишка.

Игорь: И у вас лицензии есть, разрешение на эту чудо-программу?

"Фрэш Авто": На что лицензия? На что разрешение?

Игорь: Я вот не понимаю, в чем плюсы и как разобраться с этой чудо-программой. Вот есть у меня обязательства по кредиту, вы их платите. А на чем вы тогда зарабатываете? Где камни подводные?

"Фрэш Авто": Вам важно, как мы зарабатываем, где подводные камни? Вы же договор подписали. Или вы думаете, что вы подписали договор, а потом кто-то задним числом изменения внесет? Как вы это видите?

Игорь: А вы скиньте мне ссылку на договор (договор с "Фрэш Авто". - Прим. ред.), и я буду читать его и изучать.

"Фрэш Авто": А вы позвоните в салон, пусть вам скинут договор, и изучайте. Вы же с ними подписываете договор.

Игорь: Так, а ваш договор по вашей этой программе, как этот механизм работает?

"Фрэш Авто": Да мы вам на слово верим, 8 процентов, когда получите выгоду.

Игорь: Подождите, договор. Как говорится, "без бумажки ты букашка, а с бумажкой…".

"Фрэш Авто": Мы с вас ничего не спросим. На что вы хотите договор?

Игорь: Ну на эту вот программу. Как она работает, механизм действия этой программы. На словах вы мне рассказываете, а дальше что? Ко мне придет комиссия (по договору кредита. - Прим. ред.)? Я должен изучить этот договор, проконсультироваться с юристами, посмотреть, что там есть, может, какие-то нюансы. А вот так прийти, как в ООО "МММ" (финансовая пирамида, "построенная" Сергеем Мавроди в 1990-е. - Прим. ред.), и купить сапоги жене, а потом кабальные кредиты платить? Вы подписываете бумагу, а я хочу ознакомится с этой бумагой предварительно, изучить документ детально, правовую оценку его получить независимую. Я в чем-то не прав?

"Фрэш Авто": Вы не правы в подходе, вы не слушаете суть. Вы алгоритм заняли тупиковый, и все. 

Игорь: Так это гражданская позиция человека. Вы скинете мне договор?

"Фрэш Авто": Нет, мы не будем сбрасывать договор.

Игорь: Все хорошо, я понял вас, спасибо.


Где-то мы этот телефон уже видели...


Чтобы все стало на свои места, редакция Автобизнеса набрала указанные на сайте этой компании телефоны. Девушка-оператор долго пыталась понять, что мы хотели узнать, хотя вопрос звучал вполне конкретно: "Дайте номер телефона руководителя, чтобы уточнить у него некоторые интересные предложения". "Так, а вы по спецпрограмме?" - слышим вопрос. "Да, по спецпрограмме", - говорим. "Тогда вам нужен Андрей, он за это отвечает", - в принципе обычная в такой ситуации реплика оператора.

Но вот когда продиктовали номер телефона Андрея, автора этих строк охватил легкий шок  и недоумение… А все потому, что этот номер уже был прекрасно знаком нашей редакции. Он принадлежал представителю ООО "Техбелстройкомплекс", зарегистрированного в районе Барановичей, некому Андрею, который заключал договоры от имени этой организации на приобретение автомобилей в Европе со своими клиентами и оставил их ни с чем. По крайней мере известных нам лиц. И это притом что люди перечисляли авансом сразу 100% стоимости автомобиля, все по официальным договорам, о чем мы писали ранее.

Своих денег лишились сразу десятки человек, включая многодетные семьи и семьи инвалидов, пытавшиеся по долгожданному президентскому указу №140 приобрести автомобили с льготной растаможкой.

Редакция Автобизнеса официально обратилась в Генеральную прокуратуру Беларуси, чтобы была проведена проверка по указанным нами фактам и приняты соответствующие меры в отношении виновных лиц. Результаты пока ждем. Но получается, что на периферии некоторым стало тесно, местечковые "бизнесмены" перебрались в столицу Беларуси, так как там, где деятельность осуществлялась доселе, в чудо-предложения уже, видимо, мало кто верил.

И этот номер нам тоже знаком
 

Нет смысла делать полную стенограмму разговора Автобизнеса с Андреем из "Фрэш Авто". Там много эмоционального, да и полчаса диалога займут слишком много времени и места. Приведем лишь некоторые фрагменты из нашей долгой беседы, и вы будете поражены. Потому что изобретатели подобных программ свято верят в то, что они "втирают" своим клиентам.

По тому телефону, который оставила девушка-оператор автохауса "Фрэш Авто", никто не отвечал. Пришлось звонить несколько раз, так как телефон был "вне зоне действия сети". Увы, бесполезно. В итоге этот самый Андрей позвонил сам, но с другого номера телефона - и это был еще больший шок: этот номер был указан как сторона в договорах, заключенных с ООО "Техбелстройкомплекс" - компанией, которая оставила десятки людей и без денег, и без автомобилей.

Что за FAC?
 

Мы попросили Андрея раскрыть секрет чудо-программы FAC, при которой автомобиль достается покупателю бесплатно - о ней он ранее поведал нашему читателю.

Выдержки из телефонного разговора

Андрей: Программа выгодна тем, у кого не хватает денег на хорошую машину либо, наоборот, у кого есть деньги на новую машину, но они могут сэкономить. Это программа для физлиц.

Автобизнес: Мы - простые обыватели, расскажите, как это работает, мы хотим понять. На данный момент мы понимаем это так: мы идем в салон, берем спецификацию по кредиту, и нам говорят, что у нас кредит на пять лет и со следующего месяца мы должны вносить по кредиту платежи. Платить автосалону. Или кому мы платим?

Андрей: Вы сбрасываете нам спецификацию и заполняете анкету андеррайтера (торговец ценными бумагами, который размещает выпуск (эмиссию) ценных бумаг на основании договоренности с эмитентом. - Прим. ред.)… Вы знаете, что такое основы андеррайтинга? Если нет, то я вам объясню. У каждого человека есть соотношение рисков и инвестиций. Любая страховая компания, беря вас на обслуживание, спросит, кто вы и что вы.

Автобизнес: А при чем тут страховая компания?

Андрей: Как вы хотите узнать то, чему учат девять лет? Тут же цепляются социальные программы, а не только экономика. Программа FAC - это "Фрэш Авто Комьюнити", это сообщество "Фрэш Авто". Теперь, допустим, у вас есть десять тысяч, а машина вашей мечты стоит 15 тысяч долларов, то есть вам пять тысяч не хватает. Но вы можете пойти в банк и положить эти деньги себе на счет, вам будет "капать" 500 рублей в месяц. Вы берете спокойно машину без первого взноса, и у вас обязательства (перед автосалоном. - Прим. ред.) на 500 рублей, ваши дивиденды всегда покроют эти обязательства.

Автобизнес: Подождите, допустим, автомобиль стоит в салоне десять тысяч долларов, с кредитом он станет 15.000, я же им плачу деньги? Салону? В чем тогда ваша программа состоит?

Андрей: Вы ничего не заплатите, ни копейки. Вам же из банка "капает" 500 рублей в месяц. Вот вы открыли в Приорбанке счет, вам "капает" ежемесячно. Вся ваша машина будет погашена дивидендами, а ваши десять тысяч как были у вас в кармане, так и останутся. А наша роль в том, что мы вам все это объясняем и берем с вас 8 процентов за эту услугу информационную. У вас же нет времени разбираться в андеррайтинге, во всех программах этих. Это делаем мы.

От редакции: Мы заранее приносим извинения, что в тексте упоминается название финансового учреждения с безупречной репутацией на рынке Беларуси, но раз уж продавец этот банк упоминает, то обойти это мы не можем.

Автобизнес: То есть мы просто кладем в Приорбанк десять тысяч долларов под проценты и погашаем платежи автосалону с этих процентов?

Андрей: Да, рано или поздно вы все погасили процентами. Приорбанк за вас гасит, вы дали платежное поручение, каждый месяц 500 рублей, допустим, салону БМВ.

Автобизнес: Вы знаете, чтобы в месяц "капало" долларов пятьсот, нужно положить на счет не десять тысяч, а, наверное, 100 тысяч долларов.


Занимательная арифметика


Поскольку речь в нашем разговоре шла об открытии счета в Приорбанке, мы звоним на его многоканальную линию и задаем вопросы оператору. Девушка с красивым голосом, наверное, сильно удивилась, услышав в восемь вечера пятницы: "Сколько нужно положить на счет, чтобы выходило ежемесячно 500 долларов дивидендов?" Но удивление прошло, ответ был получен: "Вы знаете, счет в валюте открывается на один год под 0,1 процента годовых. Это все, что я могу вам сказать".

Но больше и не нужно. Берем теперь 10 тысяч долларов и считаем: за год с этих денег мы получим 10 долларов дивидендов, то есть в месяц около 80 центов. И с каких тогда дивидендов будут погашаться платежи автосалону?

Андрей: Вы можете еще попробовать такую услугу, как доверительное управление вашими капиталами. Вы же не хотите иметь три процента, а хотите двадцать. Вам нужно, допустим, 500 долларов в месяц. Вы звоните в Приорбанк и спрашиваете, сколько мне нужно положить, чтобы эти 500 получать (мы уже спросили чуть выше. - Прим. ред.). И вот тут мы вам нужны, если у вас есть десять тысяч, а на автомобиль вам нужно восемнадцать. Тут мы уже доплачиваем, добавляем эти восемь тысяч.

Автобизнес: Это просто за гранью моего понимания. Дайте ваш договор почитать, который с вами нужно будет заключить.

Андрей: А Приорбанк даст вам договор посмотреть? Вот попробуйте у них взять договор просто так...

Автобизнес: Конечно даст, без проблем. Если я буду делать вклад, то какие вопросы? В договоре же все условия.

Андрей: Вот и вы, если будете покупать у нас машину, то тогда дадим вам договор конфиденциальный с "Фрэш Авто". Я соучредитель этой компании.

Автобизнес: Вы знаете, Андрей, вы не назвали вашу фамилию, хотя мы ее и так прекрасно знаем.

Андрей: Так меня все знают. Я 18 лет уже в автомобильном бизнесе.

Автобизнес: Лучше всего вас знают потерпевшие от действий ООО "Техбелстройкомплекс" из Барановичей, которые автомобили свои не получили, а деньги вам перечислили. И договоры с ними заключали вы, и подпись свою ставили. Вы хоть кому-то из них (называем список из десятка фамилий. - Прим. ред.) пригнали автомобиль? Дайте данные. Я перед вами извинюсь, если окажусь не прав. Вас уже в милиции опрашивали не один раз по таким фактам.

Андрей: Да, я везде был, только вчера шесть часов просидел.

Автобизнес: Вот как вы работаете, расскажите? Вы до этого в ООО "Техбелстройкомплекс" автомобили не пригнали, а деньги фирме были перечислены, теперь в ООО "Фрэш Авто" автомобили бесплатно людям предлагаете. Вот вам же позвонил человек (Игорь, читатель Автобизнеса. - Прим. ред.), вы ему сказали, что он получит Skoda Rapid 2018 года выпуска бесплатно. Вот скажите мне, о каком таком "бесплатно" идет речь?

Андрей: Именно о таком "бесплатно". Каждое условие договора будет выполнено.

Автобизнес: Вы же говорили Игорю, что будете на нас подавать в суд, мы же оклеветали якобы целую "систему" (хотя в первом материале про "Фрэш Авто" и самого Андрея не было ни слова. - Прим. ред.). Мы просто попросили вас описать схему FAC, а вы нам описываете схему некой пирамиды. Вы человеку бесплатный автомобиль обещаете.

Андрей: Так он и есть бесплатный. В чем там платность?

Автобизнес: Так, по порядку. Я покупаю автомобиль за десять тысяч долларов, которые, по вашим словам, я должен положить в банк, получаю 20 долларов в месяц процентов (0,8 доллара по ставке 0,1 процента годовых. - Прим. ред.), а погасить в месяц мне нужно 500. Расскажите, кто мне оплатит остальные?

Андрей: Постановление Минфина - 75-я инструкция от апреля 2004 года, почитайте для начала, изучите. 15 лет все это в республике работает, я ничего не изобретал. На сайте Минфина найдете (это инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций. - Прим. ред.).

Автобизнес: Так, я хочу купить у вас автомобиль Skoda Rapid 2018 года за 8100 долларов, как указано на сайте. Продайте мне его. Из банка дивидендов будет "капать" совсем чуть-чуть, а кто за меня заплатит остальное? Какая компания, назовите мне. "Любая", как вы говорите, не пойдет. С кем я должен заключить договор, чтобы за меня платили?

Андрей: Любая подходит в этой схеме. Ваша обслуживающая компания, я могу согласовать с любой. "Гермес" заплатит, например. Это компания, которая обслуживает пайщиков и дольщиков в системе жилищных кооперативов, даже так можно сделать.

 

"Гермес" из Белиза


Есть достаточно организаций, в названии которых содержится слово "Гермес", тот же "Фрэш Авто" располагается, например, в бизнес-центре "Гермес", судя по информации на их сайте. Но это все не то. Поскольку у нас есть общий чат в Viber с потерпевшими от "Техбелстройкомплекса", где Андрей из "Фрэш Авто" ранее осуществлял "эффективную" деятельность, то мы спросили там, слышал ли кто-нибудь про "Гермес". И удивительно, но этим потерпевшим тоже "задвигали" про некий "Гермес", который за всех будет платить.

Находится эта контора в офшорном Белизе и занимается всем, что приносит прибыль. Достоинства "экономистов" из Белиза хорошо известны правоохранителям многих стран.

Вот еще один претендент на то, чтобы заплатить за ваш автомобиль вместо вас. Это переписка одного потерпевшего с представителем ООО "Техбелстройкомплекс" в вайбере.

ППФ - это некая инвестиционная компания, предлагающая выгодное вложение денежных средств.

Автобизнес: Вот вы скажите, я завтра вам 8000 долларов принесу за Rapid, допустим, 2019 года, который хочу купить в салоне. Кто заплатит за него, ведь этих денег не хватит на новое авто?

Андрей: Мы за него заплатим. Программа FAC работает безупречно. Я готов показать, как она работает. Но это не значит, что кто-то получит ноу-хау на эту программу, хотя все этого хотят. Эта программа законна на 100 процентов. И не важно, с кем она (программа. - Прим. ред.) будет работать: с Приорбанком, со "Стравитой" (страховая компания. - Прим. ред.), не важно с кем. Вам же без разницы, кто за вас заплатит?

Автобизнес: Вы знаете, Андрей, вы наговорили столько всего, что мы просто в шоке.

Андрей: Конечно, нужно быть специалистом, чтобы в этом всем разбираться.

 

Нас поразила святая вера в "безупречность" и законность разработанной им системы, при которой автомобили достаются своим владельцам не только с огромной скидкой, но и вообще бесплатно. Но бесплатный сыр бывает сами знаете где.

Меж тем наше расследование продолжается. Следите за публикациями.

Автобизнес
Фото автора и из свободных источников

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 
  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!