Спокойно и "нервно"

Для эксперимента мы подготовили три маршрута, которые провели преимущественно по крупным столичным улицам и проспектам. Но для разнообразия добавили и несколько отрезков с небольшой интенсивностью движения, а еще не пожалели светофоров на пути наших водителей. Интересно, они помогут нашему "торопыге" оторваться от соперника или, наоборот, будут придерживать его на каждом перекрестке?

Помимо светофоров у водителя А (Иван на серебристом Renault Logan) куча других ограничений, задаваемых пунктами ПДД. Он не может ехать быстрее "ненаказуемой" скорости (разрешенная на данном участке + 10 км/ч), выезжать в нарушение Правил на встречную через сплошную или двойную разметку, "подрезать" или создавать помехи другим участникам дорожного движения. Единственная поблажка - возможность "скакать" из ряда в ряд, что вообще-то противоречит п.61 ПДД, но, как показывает практика, именно так "спешащие" себя и ведут! Так что вся "агрессия" будет сводиться к резким ускорениям и движению на максимально допустимой скорости, поведению на грани соблюдения Правил, но не их нарушения!

Задача водителя В (Алексей на красном Chevrolet Aveo) проста: катить в свое удовольствие в комфортном для себя режиме с минимальными перестроениями, но при этом намеренно не "тошнить", чтобы не мешать другим водителям и не подыгрывать сопернику.

Маршрут №1

Для разминки сойдет 11-километровая поездка от Национальной библиотеки до аэропорта "Минск-1". Все время по прямой, сначала по проспекту Независимости, затем по улице Московской, а ближе к финишу - по Чкалова. Как мы недавно выяснили, на главном столичном проспекте работает "зеленая волна", но прокатиться на ней сможет разве что спокойный водитель. А вот "нервный" будет пытаться опередить поток.

В четыре часа буднего дня трафик уже довольно плотный - он-то и сдерживал нашего "гонщика"! Уж он, бедолага, все ряды перепробовал, разгонную динамику всем продемонстрировал - а что толку? Словно издеваясь, "спокойный" водитель то и дело оказывался рядом, а несколько раз даже опередил!

Но как только появилось место для маневра, Иван надавил на "газ" и был таков. Насколько удалось оторваться? По итогам всей поездки - всего на две с половиной минуты! Может, в следующий раз удастся выиграть больше?

Маршрут №2

Попробуем добавить поворотов, узких улиц и проездов - за счет этого замедлений и разгонов станет больше, что должно сыграть на руку активному водителю. С другой стороны, на узких улицах любой тихоход может стать непреодолимым препятствием, ведь обогнать его Иван может только по правилам.

Но первые километры соперники ехали друг за другом: сначала "гонщику" мешал плотный поток на проспекте Жукова, затем медленные грузовики на Железнодорожной. Оторваться удалось только на Уманской!

На "тормозов" наш "быстрый" водитель жаловался по всему маршруту: сначала его "придержали" на Гурского, затем в Прилукском переулке, из-за чего он не успел на зеленый буквально на пару секунд. Ну а далее "узкие" Бетонный проезд и улица Берута, где ни разогнаться, ни обогнать толком негде. А посему результат практически аналогичен предыдущему: на 9-километровом маршруте Иван отыграл у Алексея всего две минуты. Не густо!

Маршрут №3

Третий отрезок получился не только самым длинным (без малого 14 км), но и самым разнообразным: тут тебе и второе транспортное кольцо, и "узкая" часть Богдановича, и тихоходные улочки Зеленого луга…

И вновь Ивану удалось оторваться от Алексея далеко не сразу! На Жукова и Орловской оба участника эксперимента то и дело оказывались на одной линии, и, лишь поднажав на Богдановича, "гонщик" смог слегка оторваться. Но, как и в двух предыдущих попытках, на конечную точку маршрута он приехал всего на две с небольшим минуты раньше.

Для наглядности все данные приведем в виде сводной таблицы.

Маршрут №1 №2 №3
Протяженность 11,03 км 8,84 км 13,99 км
Результат водитель А водитель В водитель А водитель В водитель А водитель В
Средняя скорость 36,03 км/ч 31,51 км/ч 26,71 км/ч 24,16 км/ч 32,78 км/ч 28,02 км/ч
Затраченное время 18:22 20:55 19:51 21:57 25:36 28,02
Выигрыш 02:33 - 02:06 - 02:26 -

Ну а теперь слово нашим водителям!

Сволочи!

- Ну вот какого… ты лезешь в третий ряд, если собираешься в нем "тошнить"?
- Давай же ты, давай, "тормоз"!
- Блин, Леша, гад, опять нас догнал!

Я помолодел на добрых 15 лет! Вот точно так же в конце 90-х, имея несколько жалких месяцев водительского стажа, я выжимал все соки из своего первого автомобиля: крутил мотор до отсечки, метался из ряда в ряд, выискивая любую свободную щель в потоке, чтобы туда протиснуться…

Впрочем, нет, не совсем так. Да, я снова нервно бью по рулю и матерю по полной всех "тормозов" передо мной, но исключительно с тем, чтобы дать выход гневу в словесном потоке, а не в агрессивном вождении. Опять же вживаюсь в роль - я изначально хотел в этом эксперименте быть "спокойным" водителем! Потому как знаю: в плотном городском потоке сейчас ничего не выиграешь, особенно если не допускать грубых нарушений. Опять же 15 лет назад машин на столичных улицах было куда меньше - "летать" было проще!

Но роль есть роль, и я действую строго по сценарию, написанному для "агрессивного" водителя: при каждой возможности - максимально быстрый разгон, при необходимости - позднее торможение. И, конечно же, смена ряда на более быстрый без зазрения совести.

Увы, это не особо помогает ехать быстрее других. По логике левый ряд должен быть более скоростным, но почему тогда Алексей обгоняет меня по первой полосе? И что передо мной в крайнем левом ряду делают откровенные тихоходы?

"Кто понял жизнь, тот не спешит". Согласен! Но почему, "тошня" со скоростью 40-50 км/ч, эти философы позволяют себе проезжать на желтый (запрещающий!) сигнал светофора? Если бы не они, я бы спокойно, с соблюдением Правил, проехал бы на зеленый. Но они меня сдержали, сами поехали дальше, а я вынужден стоять в ожидании следующей фазы…

Признаюсь: последний маршрут я заканчивал в привычном для себя темпе. Что толку насиловать мотор и коробку, если впереди никуда не спешащие соседи по потоку? Зачем разгоняться, если я знаю, что на "дальний" светофор все равно не попаду? Нет, былой беспечности и бесстрашия за рулем не осталось - на смену им с опытом пришли расчет и настороженность, а это ой как мешает "городским гонкам"!

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

Спокойствие, только спокойствие!

На старт, внимание, поехали? Нет, это пусть Ваня "летит", а я спокойно буду катить. На проспекте Независимости планирую пользоваться только второй полосой, но уже на первом остановочном пункте маршрутного транспорта становится понятно, что это не имеет смысла: обязательно упрешься в "маршрутку", которой невтерпеж обогнать коллегу, загружающего пассажиров в салон. Да и после пересечения с Сурганова вторая полоса вдруг превращается в первую, предназначенную для общественного транспорта, - законопослушный водитель становится нарушителем. Впрочем, за это у нас пока не штрафуют… Поэтому еду в пределах второй и третьей полос, зачем мне в четвертую? Тем более "торопыги" как раз концентрируются в крайнем левом ряду, а мне с ними не по пути.

Первый раз от Ивана я отстаю на пересечении с улицей Ленина. И то потому, что даже на разрешающий сигнал светофора не прусь на середину перекрестка: впереди небольшой затор из-за того, что в той самой левой полосе стоит машина монтажников.

Еще один светофор проигрываю на перекрестке с Аэродромной: если бы не пешеход на нерегулируемом переходе на Чкалова, отрыв Вани был бы еще меньше. Проезд двух остальных маршрутов проходил примерно по тому же сценарию: 1/3 пути мы едем нос к носу, только потом Ваня вырывается вперед. Но настигнуть Renault Logan на пл. Бангалор было забавно - Ваня очень разозлился!

Казалось бы, двигайся мы с Ваней наперегонки в рваном режиме белорусских "гонщиков", адреналин зашкаливал бы. Возможно! Но после такого эксперимента, скажу я вам, не менее азартно ехать спокойно, чтобы на каком-нибудь светофоре обгонять "торопыгу", до этого так "душившего" машину на разгоне, а потом вынужденного оттормаживаться на красный. В эти моменты как раз и приходит четкое понимание того, что торопись - не торопись, а все равно экономия по времени будет ничтожна мала. От такого стиля езды больше устаешь, ты менее предсказуем для соседей по потоку, риск попасть в нештатную ситуацию выше просто потому, что из-за спешки на принятие решений времени меньше.

Распрощались мы с Иваном, выехал я на проспект Независимости в районе Национальной библиотеки и… начал "тошнить". Все так же минимально перестраиваясь, без нужды активно не разгоняясь, машину не насилуя. В общем, кайф! Так домой и приехал в смирении и спокойствии. Глянул на часы, и оказалось, что среднее время, за которое доезжаю до своего подъезда, не изменилось - около 30 минут плюс-минус 2 минуты. И зачем, спрашивается, "душить" себя и машину?

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY

Наш вердикт

В лучшей из попыток выигрыш "быстрого" водителя перед "медленным" составил чуть более двух с половиной минут, и это на 11 километрах пути! Скорее всего, в условиях менее напряженного движения (поздним вечером или ранним утром) разница была бы больше, но в дневное время у нас получился именно этот результат. Стоит ли такая экономия времени повышенных затрат на топливо и увеличенного риска попасть в аварийную ситуацию? Ответ на этот вопрос, как водится, отдаем на откуп читателям: пусть каждый решает сам, что ему дороже в данный момент.

Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ и Алексея ХВОЩИНСКОГО
ABW.BY