Как должно быть

Согласно СТБ 1300-2014 светофоры, оснащенные дополнительными секциями, должны содержать на "основном зеленом" контурную стрелку. В соответствии с п.41 ПДД, "если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные, чем сигнал дополнительной секции, разрешенные направления движения". В соответствующем СТБ приведены примеры таких светофоров.

Что имеем в итоге: если у светофора есть дополнительная секция, на его "основной зеленый" должна быть нанесена контурная стрелка. Как оказалось, в Минске светофоров, не соответствующих данному требованию, бесчисленное множество. Вот лишь некоторые из них.

Поворот с Аранской налево на Володько…

… и с Володько направо на Аранскую.

Поворот с Аранской направо на Маяковского…

… и с Маяковского направо на Аранскую.

На этом же перекрестке, только в других направлениях, светофорные объекты - с нанесенными контурными стрелками.

А вот "пешеходник" в районе пересечения улиц Могилевской и Жуковского, по всей видимости, работает "по настроению".

Светофор опять же на Могилевской, в районе пересечения с ул. Толстого.

А это уже Московская, поворот на ул. Фабрициуса. Обращаем внимание на табличку: милиция должна быть в курсе.

Светофоры, регулирующие поворот с ул. Руссиянова на ул. Шугаева, с обеих сторон с "ошибками".

Еще один "неправильный" светофор мы нашли в районе Национальной библиотеки - это поворот с пр-та Независимости налево на ул. Филимонова.

В комментариях к истории Дмитрия на форуме также нашлось немало желающих разобраться в том, кто понесет ответственность за "неправильный" светофор.

vad402: "Хотелось бы услышать от редакции, какую ответственность понесли службы, допустившие эту коллизию. Ведь в данной ситуации в принципе на автомате нужно привлекать к ответственности дорожников…"

serafims: "Остается выяснить, кто отвечает перед законом за нарушение ГОСТа и СТБ".

А некоторые подсказали места, в которых светофоры также не соответствуют стандарту.

SAD64: "… ул. Мирошниченко возле ДС Зеленый Луг-6, там, где дорога к БИГЗу. Регулируемый пешеходный переход, на котором светофор с допсекцией ПРЯМО, при этом светофор всегда горит красным. Стоять или двигаться - указывает допсекция".

сhoops: "Когда включат светофор на пересечении улиц Орды и Чечота? Светофор сделали еще в октябре! Сейчас середина весны - и ничего!!!"

Кто виноват и что делать?

Ответы на эти вопросы мы пытались найти в УГАИ ГУВД Мингорисполкома и в СМЭП Мингорисполкома. В СМЭП нам объяснили, что ГАИ является проектантом и заказчиком светофорных объектов, в качестве поставщика выступает КБСТ БГУ, а СМЭП лишь исполнитель, то есть устанавливает светофоры по проектам ГАИ. Поэтому с такими вопросами нам рекомендовали обращаться в Госавтоинспекцию. 

В ГАИ сразу же отметили, что обо всех неисправностях и повреждениях средств организации дорожного движения (дорожные знаки, светофоры, контроллеры) можно информировать как саму Госавтоинспекцию, так и СМЭП. На сайте ГАИ есть телефон горячей линии, а также упрощенная форма в виде сообщения. 

А на сайте Мингорисполкома есть номера телефонов СМЭП. 

К слову, одну из наших проверок данная система уже прошла. На пересечении пр-та Независимости и ул. Руссиянова был обнаружен неисправный пешеходный светофор. Он одновременно и запрещал, и разрешал движение. 

Достоверно ориентироваться можно было только по автомобильным светофорам, действующим на этом перекрестке. О неисправности было сообщено в СМЭП около 16.00. Уже на следующий день около 14.00 неисправности светофора не оказалось.

Куда обращаться в случае неисправности светофорных объектов, ни для кого загадкой и не было. Гораздо интереснее вопрос: кто ответит за неисправности? И на него окончательного ответа мы так и не получили. Чаще всего наши собеседники и вовсе удивлялись, что мы заговорили с ними о какой-то ответственности! Очевидно, что если не просить наказать ответственных за неисправный светофор, то никто наказан и не будет. 

Поясняем: когда гражданин сообщает в СМЭП или ГАИ о неисправном светофоре, его заявку принимают, исправляют неточность - и все, светофор работает исправно, все довольны. Однако о неисправности светофора можно сообщить и другим способом - путем оформления письменного обращения с пометкой: "Прошу устранить неисправность и провести детальную проверку с целью привлечения виновных к ответственности. О результатах проверки прошу сообщить в рамках законодательства об обращениях граждан". В таком случае должна быть проведена соответствующая проверка, которая установит, на каком этапе была допущена ошибка в конструкции светофорного объекта, виновное лицо понесет ответственность.

Об одном из указанных в статье светофоров было составлено официальное обращение с просьбой привлечь виновных к ответственности. О результатах проверки abw.by сообщит дополнительно. Следите за сайтом!

Роман САВИНИЧ
Фото автора
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом