Контроль, контроль и еще раз контроль

Да-да, именно так, три раза! Входной контроль осуществляется, когда топливо прибывает на базу с завода железнодорожным транспортом (одновременно может приниматься до восьми вагонов). Но слив в резервуары начнется только после того, как отобранные пробы будут проверены в испытательной лаборатории. 

Она располагается тут же, на территории базы, и оснащена всем необходимым оборудованием, включая хроматографы, автоматический регистратор содержания серы, измеритель предельной температуры фильтруемости, автоматический анализатор фракционного состава нефтепродуктов, портативный плотномер и т.д.

К слову, лаборатория аккредитована в соответствующих государственных структурах и может заниматься независимым контролем качества нефтепродуктов, так что на экспертизе можно увидеть не только лукойловское топливо. Пользуясь случаем, интересуюсь у сотрудников, как они "в общем" оценивают продаваемое в Беларуси топливо. Ответ обнадеживает: за исключением приграничных районов, где из соседней России может частным образом завозиться бензин или солярка из сомнительных источников, продаваемое на официальных заправках (любой сети!) топливо соответствует всем стандартам. 

Итак, если входной контроль подтверждает качество поставленных нефтепродуктов, они отправляются на базу. Пять резервуаров емкостью 700 кубических метров каждый и три по 1000 кубических метров позволяют хранить одновременно до 6000 тонн топлива! Как раз из резервуаров и отбирают пробы для повторного контроля качества. Лишь после этого лаборатория дает заключение и паспорт на продукцию.

Ну а третья проба берется уже после того, как топливо будет залито в автоцистерну. Она также отправляется в лабораторию. Таким образом, прежде чем попасть на АЗС, топливо проходит трехступенчатый лабораторный контроль на нефтебазе. Каждая партия топлива сопровождается своим паспортом качества.

Но сюда мы приехали, чтобы увидеть, как производится брендовый ЭКТО diesel. А здесь все достаточно просто: в базовое дизтопливо стандарта Евро 5 (в его качестве выступает продукция белорусских предприятий, в частности Мозырского НПЗ) добавляется многофункциональный пакет присадок HITEC 4661 американского концерна Afton Chemical. 

Происходит это в момент заправки автоцистерны путем впрыска присадки в базовое топливо в заданной пропорции. За процесс отвечает специальное оборудование: максимум автоматики, минимум человеческого фактора. Ну и, само собой, только после заправки из цистерны отбирается третья по счету контрольная проба - в лабораторию на окончательный анализ отправляется уже получившееся брендовое топливо ЭКТО diesel. В зависимости от используемой "базы" это может быть как летний, так и зимний сорт. В любом случае пакет присадок один и тот же.

Что дает присадка?

Отличительная особенность топлива ЭКТО diesel - многофункциональный пакет присадок HITEC 4661 американского концерна Afton Chemical. Заявляется, что очищающие, антикоррозионные и антипенные компоненты не только очищают топливную систему, удаляя имеющиеся отложения, но и предотвращают появление новых, защищают систему от коррозии, предотвращают преждевременный износ топливной аппаратуры, и такая "профилактика" особенно актуальна для современных моторов с Common Rail. 

Соответственно поддержание чистоты топливной системы обеспечивает равномерное распыление топлива и способствует его эффективному сгоранию, что должно способствовать снижению расхода топлива и уменьшению токсичности выхлопа. Само собой, эффект от "моющих" присадок проявится не сразу, а лишь после нескольких заправок и пары тысяч километров. Ну а для его поддержания всего-то и нужно, что продолжать заправляться брендовым топливом. Собственно в некоторых странах иное уже и невозможно - обычного топлива без присадок просто не существует. Впрочем, строго говоря, и наш "базовый" бензин или солярка в обязательном порядке содержат те или иные компоненты, обеспечивающие соответствие техническим требованиям. Так что о совершенно "чистом" нефтепродукте в любом случае говорить не приходится. 

Лучше, но по той же цене

С начала 2000-х годов практически все крупные производители приступили к производству и продвижению на рынке так называемых брендированных марок топлива. Это диктовалось необходимостью расширения ассортимента продукции и получения конкурентных преимуществ, ведь брендовое топливо отличается от стандартного (базового) как раз наличием дополнительных свойств, обеспечиваемых дополнительными присадками. 

На российском рынке "Лукойл" был в числе пионеров данного направления, но в Беларуси продажи ЭКТО diesel стартовали лишь в апреле этого года, то есть значительно позже, чем в Литве, Латвии, Румынии, Болгарии, Македонии, Хорватии, Черногории, Сербии, Турции, Молдовы, Азербайджана, Грузии и собственно России, то есть тех стран, где работает "Лукойл". 

Думается, в столь позднем приходе на наш рынок свою роль сыграли особенности местного законодательства. Не секрет, что в Беларуси устанавливаются предельные отпускные цены на нефтепродукты, поэтому продавать "улучшенное" топливо по более высокой стоимости невозможно. Поэтому на белорусских АЗС "Лукойл" ЭКТО diesel продается по цене обычного дизеля ДТ-Л-К5, то есть 12.300 рублей за литр. Так что рядовой автомобилист "за бренд" не переплачивает. 

Но ведь для производителя себестоимость такого топлива однозначно выше: взять хотя бы стоимость присадки и затраты на организацию технологического процесса. В чем смысл? В привлечении дополнительных покупателей и увеличении объемов продаж! ЭКТО diesel тоже позволяет зарабатывать за счет объемов, просто с меньшей маржой. На долю нового вида в Беларуси должно прийтись порядка 20% (в сравнении с базовым топливом). В других странах эта цифра в два раза выше, но там и бензин брендовый!

На самом деле у "Лукойла" есть целая линейка ЭКТО-продуктов. Почему же в Беларуси ограничились только "улучшенным" дизелем? Оказывается, ставка делалась на физлиц, а в момент принятия решения соотношение среди них было 60/40 в пользу дизтоплива. 

- Базовое топливо мы обязаны продавать, это наш ассортиментный минимум, - отмечает генеральный директор ИООО "Лукойл-Белоруссия" Айдар Абузяров, - но мы даем возможность выбирать. И мы верим, что будущее - за брендовым топливом. Тем более что в Беларуси мы продаем ЭКТО diesel по цене обычного топлива.

Ну а появлению на нашем рынке брендового бензина мешают технические причины. На существующих заправках попросту нет дополнительных каналов (резервуаров, топливораздатчиков) для реализации еще одного вида топлива! Ведь и ЭКТО diesel появился благодаря тому, что несколько лет назад на белорусских АЗС прекратилась продажа бензина А-80, что высвободило часть оборудования. Зато новые заправки проектируются под больший ассортимент нефтепродуктов, так что в будущем появление брендового бензина под маркой "Лукойл" в Беларуси весьма возможно. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора 
ABW.BY