- Как давно занимаетесь реставрацией? Откуда вообще возникло такое желание?

- Занялся серьезно примерно с 1998 года, до этого не складывалось по различным причинам. Когда-то даже родителей просил с этим помочь, но поддержки не получил. А потом как-то прогуливался с девушкой по городу и увидел старенького "горбатого". 

После этого решил для себя окончательно, что буду заниматься. Выходу на профессиональный уровень помог еще и случай: раскритиковал работу одного "жестянщика", а он мне предложил попробовать самому. Попробовал.

А желание возникло еще в детстве. В свое время, еще мальчишкой, ездили с отцом каждый день на такси. Как сейчас помню, ГАЗ-24 желтого цвета с шашечками. И запах в салоне такой характерный. Вот с детства в этот ГАЗ и влюбился. Но одно дело просто захотеть и попробовать, а другое - с этим родиться. 

Хотят многие, начинают что-то делать, и как-то само собой оно на нет сходит. А я буду хоть всю ночь возле машины ползать, но сделаю. Вот перед "Авторетро 2015" готовил "Волгу". Времени было немного, всего месяц, но вычистил и привел в порядок все, каждую гаечку обработал. Поэтому это даже не хобби - это в крови.

- Как находите необходимые детали? По наводке?

- Когда по наводке, а когда люди сами звонят и предлагают. В таких случаях нужно ехать сразу, потому что завтра уже может не быть. Но вообще это очень сильно напоминает охоту. Едешь, к примеру, по делам и видишь какую-то забытую богом деревеньку. И что-то внутри подсказывает, что есть в этой деревне что-нибудь интересное. Заезжаешь и начинаешь общаться с местными. Слово за слово, узнаешь, что в таком-то доме был автомобиль, хозяева съехали давно, сейчас там новые бестолковые жильцы. Но что делать - нужно идти к ним. 

Никаких баек про себя не придумываю, говорю как есть: увлекаюсь автомобилями, можно в гараж зайти? Кто-то сомневается, кто-то с пониманием относится. И вот заходишь в гараж и понимаешь - не зря пришел. Раньше ведь как было? Покупали многие детали про запас просто потому, что их можно было достать и купить.

- Насколько затратно покупать детали? Как происходят их поиски?

- На детали цены как повезет. Когда сам в деревнях нахожу, то или за символические деньги забираю, или вообще бесплатно отдают. Но опять же это дело случая. К примеру, шины приходится покупать за 100 долларов - и это еще дешево по сравнению с той же Москвой или Питером. Но там и заинтересованность в этом всем больше. В чем-то себя ущемляю, но иногда приходится раскошеливаться. Каждую деталь проверяю на дефекты, чищу и потом консервирую.

Что-то восстанавливается, что-то приходится изготавливать уже под заказ - это "новодел". Тонкие молдинги, к примеру, уже не восстановишь - приходится заказывать. Больше всего проблем с хромированной сталью. Время дает о себе знать, как ни полируй - некоторые проблемные места уже не скрыть. Приходится заказывать. Сейчас все делается из "нержавейки". В плане коррозии она, конечно, куда устойчивее хромированной стали.

При желании можно и старые детали восстанавливать. Но, к примеру, восстановление бампера встанет в 1000 долларов - вот и приходится искать. В деревнях натыкался на ручки, которые сейчас новые оригинальные стоят 300 долларов.

Но кто-то и наоборот думает: раз коллекционер - значит, есть деньги. Пытались продать коробку передач от "москвича" за 150 долларов, но, во-первых, коробка у меня уже есть, и не одна, во-вторых, за такие деньги ее у нас вряд ли кто-то купит. 

Между такими же фанатами реставрации речи о деньгах не идет - работаем скорее по бартеру. Иногда ко мне приходят за деталью, а когда мне самому что-то найти необходимо, иду к коллегам сам. Поэтому и забит весь склад самыми разными запчастями.

Кроме самих деталей стараюсь найти еще и оригинальные комплектующие. Есть пара домкратов 1940-х годов - это тоже история. Сейчас новые машины тоже с домкратом в комплекте продают.

- Чего на самом деле не хватает?

- Не хватает времени, средств и места. Со своими проектами еще кое-как справляюсь, но хочется построить музей ретроавтомобилей. Потому что делаю даже скорее не для себя, а для людей, чтобы они могли свободно смотреть на ретроавтомобили, знакомиться с их историей. И не только по праздникам. 

Хочется, чтобы были какие-то официальные кружки, куда дети могли бы прийти и чему-то научиться. Мне не жалко что-нибудь из своей коллекции отдать для обучения и экспериментов. Наша культура в этом плане теряется, и чем больше времени проходит - тем сложнее ее восстановить. 

- Над чем работаете сейчас? Какие планы на будущее?

- Сейчас мой главный проект - купе "Москвич-407". Таких было всего две штуки, узнал о его существовании случайно. После этого загорелся желанием сделать действительно редкую, уникальную машину. Но в чем-то знаний все равно не хватает. Чтобы машину не пришлось переделывать через 5-10 лет, нужно уже сейчас все делать правильно, поэтому постоянно чему-то учусь.

Как закончу купе, продолжу работать над ГАЗ-М1 - "черный воронок". Из-за купе его и законсервировал. Машина комплектная, есть все необходимое. Но собирал детали тоже долго. Один носик для крыльев вообще на станке с ЧПУ пришлось изготавливать. По сути, осталась только кузовщина и собрать, конечно. Но если купе больше для души, то "эмка" скорее напоказ - на парады, для фильмов.

А после "воронка" не загадываю. Над чем работать, есть в любом случае. Возможно, займусь BMW 321 или Opel Kapitan 1935 года - это хорошие проекты. 

Вот рядом стоит "Москвич-407" с пробегом 8 тысяч. Планировал его как "донора" использовать, но кузов отличный - жалко разбирать. 

На хранении есть еще ГАЗ-67. Есть "инвалидка" - совсем скоро их найти будет проблема. Есть Opel Olympia, тоже ждет своего часа. Стоит законсервированный ЗАЗ-965А - экспортная "Ялта" с хорошей комплектацией на то время. 

Есть патрульная машина - уже нашел шрифты "милиция" и клаксоны. Хочу из нее полноценный патрульный автомобиль сделать, чтобы вместо сопровождения на парадах ездила.

- К слову, о парадах и выставках - ваш взгляд изнутри?

- Главная проблема на выставках - это культура посетителей. Большую часть времени приходится не рассказывать об автомобиле, а отгонять этих самых посетителей. Мне не жалко, когда фотографируют, но пытаться усесться на крыло или капот - это уже перебор. Точно так же пытаются что-то покрутить или подергать - с этими машинами так поступать нельзя.

- На что еще интересное натыкаетесь во время поисков?

- Всякое встречается. Вот, к примеру, микрофон 1959 года выпуска, как в "Королеве бензоколонки". 

Совсем недавно отыскал раллийный плакат. Хочу собрать на нем подписи лучших реставраторов и повесить в гараже, чтобы радовал глаз.

А это ЗИС-110, ему более 70 лет - музейная ценность. Когда-то купил его за 10 тысяч белорусских рублей и восстановил. Даже сиденье кожаное - все по-настоящему.

Нахожу кое-какие запчасти, которым уже не суждено быть частью автомобиля, потому что их место в музее. Есть новенький глушитель от "москвича", еще в бумаге. Недавно купил сухозаряженный аккумулятор - ему 60 лет, а он заряжен. Ставить такие детали в автомобиль нет смысла - быстро придут в негодность. Поэтому их место в музее.

- Кроме выставок выезжаете куда-нибудь?

- Понимаете, ретроавтомобиль - это как красивая женщина. Подходить надо с любовью, никаких грубых слов. Тогда и автомобиль тебя чувствует. Поэтому не выезжаем, а прогуливаемся: метров 500 - и домой. Чтобы не застаивался, не больше.

Андрей ГОРЕЛИК
Фото автора
Специально для ABW.BY