Как рождается масло

Маслоблок - завод в заводе. Фактически он обеспечивает замкнутый цикл производства, где сырье перерабатывается в полностью готовую продукцию. Сырье - это мазут, полученный в результате перегонки нефти в атмосферных колоннах установок первичной переработки. 

По трубопроводам мазут поступает на первую установку масляного производства - вакуумную трубчатку (ВТ-1), где разгоняется на четыре фракции - вакуумные дистилляты с разной температурой выкипания. 

Между собой они отличаются физико-химическими свойствами, в частности вязкостью, что учитывается при выпуске конечного продукта (при производстве масел выбирается необходимый по вязкости вакуумный дистиллят. Например, для трансмиссионных масел нужны более тяжелые (вязкие) фракции, для моторных - более легкие). Также при производстве масел обязательно учитываются и другие качественные показатели указанных выше дистиллятов.

Производительность ВТ-1 составляет порядка 200 тонн в час: на входе - мазут, на выходе - целый ассортимент полуфабрикатов. Ведь в процессе вакуумной перегонки получается не только основной продукт (узкие фракции - будущие масла), но и побочные гудрон и дизельное топливо. 

Установка оснащена информационно-командной станцией производства фирмы Yokogawa. Именно с ее помощью старший оператор вместе со своей бригадой управляет технологическим режимом установки. Регулировка технологических параметров автоматизирована на всех этапах работы установки, в частности, с помощью каскадной системы происходит регулировка параметров работы печей, вакуумной и отпарной колонн. Для каждой фракции - своя температура перегонки, поэтому "ловится" каждый градус! Точность системы регулирования составляет 0,5°С, точность показаний еще выше (до 0,1°С), что позволяет моментально отслеживать любое изменение температуры.

"На нашем производстве это самая современная установка. Она и сейчас является источником нашей гордости: коллеги из других стран до сих пор лестно о ней высказываются. Можно сказать точно: она лучшая на постсоветском пространстве, - с нескрываемым удовольствием рассказывает заместитель начальника производства по технологии производства масел Евгений Чуксеев. - Основное преимущество этой установки заключается в том, что сырье мы делим на четыре узких по фракционному составу масляных погона (вакуумных дистиллята). А чем уже фракция, тем качественнее происходит ее очистка на последующих стадиях производственного процесса".

Полученные на ВТ-1 фракции через систему трубопроводов последовательно проходят всю дальнейшую производственную цепочку, которая включает селективную очистку масел фенолом от смолисто-ароматических углеводородов, сольвентную депарафинизацию (где закладывается температура застывания), контактную очистку глинами и т.д. Всего в процессе получения масел и битумов задействовано от 6 до 8 установок в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции. 

Наконец, последний этап производства масел - установка компаундирования. Здесь в зависимости от марки масла подвергаются смешению либо только масляные компоненты (например, при получении базовых и индустриальных масел) либо масляные компоненты и присадки (при получении моторных, трансмиссионных масел). 

"Стоит отметить, что хоть установка имеет и немалый возраст, но на ней также реализована РСУ - распределительная система управления технологическим процессом. Правда, товарная продукция получается не в автоматическом режиме, а с участием оператора - дистанционно, с пульта управления", - рассказывает заместитель начальника производства по технологии депарафинизации, контактной очистки и компаундирования масел Александр Коваленко

Процесс выглядит следующим образом. Старший оператор перед приготовлением масла (например, моторного) выбирает согласно утвержденной рецептуре масляные компоненты и присадки, соответствующие по своим физико-химическим свойствам, вводит эти данные в компьютер, задает конечный вес готового продукта, а затем специальная программа высчитывает, сколько того или иного компонента необходимо вовлечь в процесс. При этом программа автоматически производит проверку правильности ввода данных и в случае несоответствия (например, ошибки при вводе количества вовлекаемой присадки) блокирует дальнейшую работу по компаундированию. 

После выполнения расчета ПЭВМ по приготовлению масла оператор на экране монитора собирает соответствующую технологическую схему, кликом "мышки" открывая нужные приводные задвижки. После этого включаются насосы, в трубопровод подается расчетное количество базового масла и присадок. И здесь же, в потоке, за счет турбулентности происходит их первичное смешение. Далее подключаются поточные смесители, которые обеспечивают еще большие завихрения. Завершающий цикл смешения ("вызревания" масла, когда присадки взаимодействуют с базой) происходит в резервуарах: при циркуляции масла в специальных устройствах (жидкостные эжекторы) за счет процесса эжекции обеспечивается окончательное перемешивание компонентов и получение готового продукта.

Везде контроль

Паспортизацией готовой продукции маслоблока, а также отбором проб и их анализом на разных стадиях производственного процесса (входным, промежуточным и выходным контролем) ведает масляная лаборатория, которая входит в состав центральной лаборатории "Нафтана". В ее штате круглосуточно работают около 50 сотрудников, в сутки производится около 200 отборов проб, в зависимости от вида контроля анализируются отдельные, реперные или все показатели. 

Так, на каждой установке в производственной цепочке реализован входной контроль: качество продукта проверяется по реперным параметрам. Большее количество показателей задается при второй ступени промежуточного контроля, когда масляные компоненты приходят в промежуточные резервуары. Третий этап - паспортизация: лаборатория на весь комплекс показателей проводит исследование приготовленного масла и по этим результатам выдает паспорт качества на каждую произведенную партию. Но и эта проверка отнюдь не последняя: есть еще и выходной контроль, когда продукция уже готовится к отправлению покупателю. 

Кому белорусского масла?

На "Нафтане" производятся как уже готовые (легированные), так и базовые масла, которые реализуются в том числе и за рубеж. Среди покупателей не только конечные потребители, но и трейдеры, а также известные производители масел, выпускающие брендовые масла ("не для протокола" звучат раскрученные бренды). 

"Много базовых масел в Польшу, Латвию поставляем. Какая-то часть к нам обратно возвращается уже в виде товарных масел под тем или иным брендом. Сколько производителей масел? Их десятки, сотни. А производителей присадок и базовых масел гораздо меньше. Однозначно наша продукция используется при производстве моторных масел, только где и каких, даже мы не знаем, - замечает Евгений Чуксеев. - Поэтому, мы не исключаем, что, покупая на базаре автомобильное масло с этикетками ведущих мировых брендов, в реальности вы можете приобрести нафтановское базовое масло, в которое кем-то где-то добавлены какие-то присадки, причем, возможно, даже без контроля за качеством". 

Производство "Нафтана" рассчитано на крупнотоннажность, поэтому расфасовкой продукции в мелкую тару для автолюбителей занимается отдельное подразделение ТНП (товары народного потребления). Здесь "разливают" моторные и трансмиссионные масла, всего 19 наименований. Масла подаются по трубопроводам и разливаются по канистрам через дозатор. А как насчет смешения при переходе с одного вида на другой? Начальник цеха ТНП Владимир Кветко уверяет, что это исключено:

"Все масла по своим свойствам разбиты на три группы, которые совмещаются между собой. Например, линейка "Нафтан Гарант" (SAE 5W40, 10W40 и 15W40) - это одна группа, "Нафтан Премьер" (SAE 5W40, 10W40 и 15W40) - другая. При переходе с одной группы масел на вторую вся труба промывается, все, что есть в дозаторе, сливается и уходит на переработку. На момент пуска каждой партии, а это выработанное за одну смену, сразу отбирается анализ по основным показателям - вязкости, щелочному числу, позволяющим судить, имело место смешивание или ухудшение качеств или нет. С этим у нас строго". 

Строго на предприятии и с "недовесом", поэтому работница линии фасовки периодически взвешивает уже наполненные канистры на контрольных весах. Наиболее ходовая по формату упаковка - 4-литровая, от 2,5-литровой постепенно отказываются. Помимо линии мелкой фасовки есть и другой объект, который занимается фасовкой на 20, 50 и 200 л. Но это уже не для розничной торговли. Кстати, пластиковые канистры (за исключением литровых) на ТНП производят самостоятельно - так дешевле. 

"Сегодня мы загружены на 100 процентов, торговля просит больше", - замечает начальник ТНП. Ну а в розницу нафтановские масла поступают через сеть "Белоруснефти"…

Что в масле главное?

Масла готовят из базового масла и присадок, которые обеспечивают целый комплекс свойств. Следует отметить, что основная доля в мировом производстве присадок для масел приходится на четыре зарубежные компании, специализирующиеся на этом поприще (Infineum, Lubrizol, Chevron, Afton Chemical), и одну белоруско-российскую - СООО "ЛЛК-Нафтан" (создана в 2006 году "Лукойлом" и ОАО "Нафтан", сейчас 95% своей продукции поставляет на экспорт). "Нафтан" использует собственные базовые масла, а вот синтетические компоненты и присадки покупные, причем для современной линейки масел ("Нафтан Гарант", "Нафтан Премьер", "Нафтан Дизель Плюс Л" и "Нафтан Дизель Ультра Л") - только от лидеров в этой области. Так что, например, нафтановская "синтетика" содержит до 70% импортных компонентов. 

Как говорят специалисты предприятия, нельзя так просто перейти с одной присадки на другую, потому что изменение любого компонента в рецептуре требует проведения всего комплекса испытаний, как при первоначальной постановке масла на производство. 

Как выглядит данный процесс? Этим занимается специализированная организация, которая получает от завода техническое задание и по нему готовит рецептуру, в которую входят базовые масляные компоненты и пакеты присадок. На основании рецептуры готовится технология. По ней изготавливается опытно-промышленная партия, которая затем подвергается всесторонним исследованиям. Объем и комплекс испытаний разрабатывает и проводит постановщик масла на производство. Ведущей организацией в этом направлении на постсоветском пространстве является ЗАО "НАМИ-ХИМ", с которым "Нафтан" сотрудничает уже не первый год

- У нас базовые масла очень хорошие, поэтому обеспечить нужную вязкость, цвет, испаряемость, фракционный состав никаких проблем нет. Очень большую роль в эксплуатационных свойствах масел играют присадки. Нет особой сложности сделать щелочное число. Главное, чтобы присадки были качественными, а это можно проверить только методами реальных испытаний на стенде или в двигателе в реальных условиях, - объясняет заместитель начальника управления реализации нефтепродуктов Петр Катульский. - Обеспечить требуемые физико-химические характеристики масел особых проблем не составляет. Взять хотя бы вязкость. Все всесезонные масла сегодня загущены. Чтобы обеспечить пуск двигателя при низких отрицательных температурах окружающей среды, за основу берется маловязкая база, которая имеет вязкость при 100°С, скажем 4,3 сантистокса и загущается специальным полимерным загустителем для обеспечения вязкости в пределах до 14,5 сантистокса при 100°С (это для того, чтобы у масла была требуемая вязкость после прогрева двигателя в реальных условиях эксплуатации). Можно применить дешевый загуститель - и эта вязкость в новом масле будет. Но через несколько тысяч километров полимер просто подвергнется деструкции, масло снова потеряет вязкость до 4,3 сантистокса вместо 14,5. 

Любой двигатель рассчитан на определенную вязкость масла. Для нормальной смазки трущегося узла должна быть пленка определенной толщины, которая будет выдерживать имеющуюся нагрузку. Это все рассчитывается. Нет нужной вязкости - возникает риск разрыва пленки и сухое трение, что чревато повреждением двигателя. Это я вам только один пример привел!

Можно привести еще один. Масло должно нейтрализовать все вредные кислоты (серную, сернистую, азотистую), которые образуются при сгорании топлива. Для этого должно быть щелочное число, и оно должно расходоваться рационально: за 15 тысяч километров оно "уйти" не должно. Если налить абы какую присадку, которая развалится на первых же тысячах километров, она работать не будет. Поэтому от качества тех присадок, которые введены, зависят эксплуатационные свойства масла. 

- Во время моего предыдущего визита на "Нафтан" ровно год назад вы рассказывали про реальные испытания вашего масла на служебном автотранспорте. Наши читатели очень просили проследить, чем закончится этот эксперимент…

- В Skoda Superb с бензиновым двигателем TSI мы залили "Нафтан Премьер SAE 5W40" типа SL/CF по API, в Volkswagen Passat B6 с дизельным мотором TDI - "Нафтан Гарант SAE 5W40" типа SJ/CD по API. Для дизельных двигателей двух Volkswagen Caravelle для сравнения подобрали разные масла: "Нафтан Дизель Ультра Л SAE 10 W40" типа CI-4/SL по API и "Нафтан Дизель Плюс Л SAE 10 W40" типа CH-4/SJ по API. Каждые 5 тысяч километров (при пробеге 5, 10 и 15 тысяч километров) мы отбирали пробы и анализировали их в нашей заводской лаборатории. 

- И каковы результаты? 

- А вот давайте я вам зачитаю результаты исследований масла "Нафтан Премьер" после 15 тысяч километров. Индекс вязкости при заливке должен был быть не ниже 140, в новом масле было 145, после 15 тысяч так он и остался на уровне 145. Вязкость кажущаяся динамическая CCS - 6500, должна быть не выше 6600. Вязкость кажущаяся динамическая MRV - 60.000, что допускается. Температура вспышки - 207 (должна быть не ниже 205). Массовая доля воды - следы как были, так и остались, но в пределах нормы. Щелочное число - 7,17 при норме 7,5. Нейтрализация вредных кислот, которые образуются при сгорании топлива. Но оно и понятно почему. Содержание сульфатной золы - 1,1 процента, а должно быть не выше 1,5. Вот цвет после 5 тысяч километров стал черным, но это говорит о том, что моющие присадки работают. Потери от испарения по методу Nоак должны быть не выше 15 процентов, у нас показало 15,2, то есть всего на 0,2 процента превысило требования к новому маслу. 

Это говорит о том, что масло сохраняло свои качества на протяжении всего периода эксплуатации, даже в последние километры 15-тысячного пробега. И это подтверждает наши слова о том, что мы производим высококачественные масла, которые полностью соответствуют заложенным в спецификациях требованиям. Есть лишь одна проблема - наши масла не имеют одобрений автопроизводителей. Почему? Для их получения необходимо вложить достаточно серьезные деньги. А это не очень рационально, когда объемы производства не очень большие.

- А какова вообще доля масла во всем производстве "Нафтана"? 

- При СССР мы перерабатывали около 25 миллионов тонн нефти в год. Сегодня эта цифра ниже, порядка 10-11 миллионов тонн в год. Ну а доля масел в бизнесе где-то 2-3 процента. Вроде бы немного, но это одно из важнейших направлений работы нашего предприятия, так как большая часть потребностей промышленности республики удовлетворяется поставками нашей продукции. Сегодня мы производим масла в зависимости от спроса - до 20 тысяч тонн масел ежемесячно, полностью удовлетворяем потребность в индустриальных, гидравлических и прочих "технических" маслах нашей промышленности. 

- А сколько приходится на долю автомобильных масел? 

- То, что расфасовано в потребительскую тару, составляет около 3 тысяч тонн в год. Это, конечно, небольшой объем относительно общего производства. 

Вот сейчас рассматриваем вопрос о поставке на наш новый автомобильный завод "БелДжи". Завод нам прислал спецификации на требующиеся ему масла и технические жидкости, мы их посмотрели, по маслам уже ответили, что обеспечим. Думаю, многое из того, что потребуется по части смазочных материалов, мы сможем предложить. Там же широкий ассортимент смазок и жидкостей. Но объемы, откровенно говоря, невелики. Например, моторных масел новому автозаводу надо "аж" 200 тонн в год… О других материалах и говорить не приходится. Ну а что такое 20 килограммов смазки в год? Для нас это совершенно небольшой объем. 

Наш вердикт

Несмотря на то что на долю масел приходится совершенно незначительный процент производства, "Нафтан" не бросает это направление и даже развивает, выводя на рынок новые продукты, в том числе и для легковых автомобилей. Кстати, качество белорусского масла нам предложили проверить на личном опыте. На испытания нам выдали "синтетику" "Нафтан Премьер" SAE 5W40 (SL/CF по API). Мы зальем его в один из наших автомобилей, а по окончании межсервисного периода отправим образцы неиспользованного и отработанного масла в Новополоцк для изучения в заводской лаборатории и обязательно расскажем о результатах испытаний. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и Любови ДОРОГУШ 
ABW.BY