Вспомнить всех

Как говорят организаторы встречи, главное не зависть, а радость от общения и созерцания красивых форм разных автомобилей. Посмотреть действительно было на что – в воскресенье возле кафе "Мустанг" побывало примерно полсотни разных авто, причем как только уезжали одни участники, их место тут же занимали другие. Круговорот ретромашин под Ждановичами!

Шутки шутками, но во встрече был и печальный подтекст – реставраторы собрались в том числе для того, что вспомнить тех, кто уже никогда не приедет показать свой автомобиль. Отдельно на открытии воскресной встречи Николай Демидов упомянул Валерия Шумского, обладателя большой коллекции машин и легенды автомобильного бизнеса Беларуси. Валерий скончался в ноябре 2020 года, находясь на аппарате ИВЛ.

"Его смерть была шоком не только для меня, но и для всех людей, которые увлекаются старинными автомобилями. Вчера, 14 мая, ему бы исполнилось 62 года, – напомнил Николай на открытии встречи. – А нам нужно продолжать встречаться, причем не только по грустным, но и по веселым поводам. Надо продолжать... Show must go on!".

Старые знакомые

Занятно, что некоторые машины с этой встречи нам уже хорошо известны. А с некоторыми людьми не просто знакомы, а работали вместе! Например, экс-главный редактор Автобизнеса Дмитрий Новицкий, который этой весной устроил отважное испанское приключение с сыном на Peugeot 106, ненадолго посетил встречу, чтобы поболтать со старыми знакомыми. На чем приехал? Конечно, на своем "Жэўжыке", то бишь ЗАЗ-968, прихватив с собой сына.

Посреди основной части площадки монументально расположился ГАЗ-12 ЗиМ. О нем год назад писал Андрей Ахрем. Вкратце хозяин машины Григорий напомнил, чем примечателен этот экземпляр:

"Машина в третьем поколении в нашей семье, бережем ее. В нее вложены две человеческие жизни – это уже очень дорого. Сначала дед, потом отец – сил и здоровья они много оставили. Затраты не столько финансовые, сколько в человекочасах. Отец практически всегда все делал сам. Сколько будет сейчас заняться восстановлением такого автомобиля? Как-то считал бюджет на реставрацию – с 30 тысячами долларов сюда можно даже не пытаться соваться".

Была на встрече и еще одна семейная реликвия. Помните "Москвич-408"? О нем Юрий Гладчук рассказывал в июле прошлого года. А еще был очень знакомый желтый Opel, которому большой текст посвящал Иван Кришкевич.

Узнали, кто с любовью протирает свой 123-й после дождя? Да это же тот самый Валерий Макарович! Про дедушку, в руках которого красный Mercedes находится уже 25 лет, мы тоже рассказывали в прошлом году.

В центре внимания

В общем, куда ни посмотри, везде машины и люди, которые уже становились героями текстов на Автобизнесе. Но интересные экземпляры все равно найдены! Например, кабриолет Георгия был настоящем гвоздем встречи. Рядом с автомобилем постоянно фотографировались гости, а немолодого владельца и его внука засыпали вопросами. В очередь встали и мы – и не зря, поскольку Георгий оперативно ввел в курс дела:

"Это Wanderer 1938 года выпуска. Таких машин было немного, их выпустили небольшим тиражом для награждения высшего офицерского состава Люфтваффе, воевавшего в Испании. Этот экземпляр на самолете был доставлен в Беларусь. Владельца в свое время спасли от инфаркта, и в награду эта машина нашла следующего владельца по имени Юрий. Он сделал раму, поставил ходовую от "Волги". Затем этот автомобиль перешел ко мне.

Реставрировали его лет пять. Мы с внуком ездили на разные выставки, собирали разные детали. Например, маленькие фонарики, оригинальные ручки было проблематично найти. Четырехцилиндровый двигатель здесь от 190-го Mercedes, он доведен до 2,6 литров. От него же коробка-"автомат", так что на длинные расстояния можно ездить с удовольствием. Машина легко идет по трассе 130-140 км/ч. Вопрос пока в резине – не могу найти подходящую, потому что на нынешней максимальный допуск 110. Страшновато...

Финальные штрихи делали в мастерской Шифа, в машине даже есть памятная табличка. Юрий во многом помог с покраской, окончательной доводкой. Заодно он подсказал людей, которые помогли пошить салон. Шили три месяца, есть отчет по каждому дню. Сложно было найти ткань именно такого цвета – черную легко, а серую пришлось заказывать и месяц ждать из Германии. Деревянные вставки тоже делали в мастерской Шифа. Непросто было и с электрикой, чтобы все работало".

Кстати, рядом с Wanderer разместился еще один старичок. Если быть точным, то это Ford V8, и тоже 1938 года выпуска.

Еще одна редкая машина на встрече – Oldsmobile Cutlass 1978 года с мотором 5.0 V8 и "автоматом". Постараемся детально рассказать об этом "американце" в ближайшее время, а пока хозяин машины Сергей вкратце рассказал, как покупал этот автомобиль:

"Машину нашел в объявлениях, потому что давно нравились "американцы". Продавалась она без двигателя и коробки, стояла на какой-то базе за забором. Приехал первым ее смотреть, просто оставил деньги и все. Состояние у нее было сами понимаете какое, так что восстановление, можно сказать, продолжается по сей день".

Но не все из собравшихся на встрече стремятся вернуть автомобилю идеальную заводскую внешность. Например, Вадим делает из этого VW Golf 1980 года выпуска забавный шоукар. На машине даже есть несколько наклеек "Хіповы гараж", которые намекают на то, что это почти что арт-объект. Несколько фото скажут многое, а дополнит их рассказ хозяина машины:

– Приобрел этот Golf за 270 долларов года четыре назад. Тратил деньги на техническое обслуживание, где-то семьсот долларов пришлось вложить за весь период владения. Отдельно приобрел диски Pirelli и американские бамперы от VW Rabbit. Пробег у машины всего 220 тысяч километров. Весь салон здесь коричневый, и даже стекла с оттенком – это такая допопция была у модели.

Машиной доволен, разве что масло ест – то ли колпачки надо менять, то ли что. Под капотом оригинальный 1.3, коробка – 4-ступенчатая "механика", что не очень хорошо. Максималка – 120-130 км/ч, и все, хотя крейсерская у меня на трассе примерно 100. Расход топлива – 7 литров, расход масла – литр на 400 км. Зимой стараюсь ездить по минимуму, выезжаю на Новый год. Но в основном и на работу езжу, и с работы – какого-то фанатизма, мол, машина гаражного хранения, у меня нет.

– С таким рулем в жару наверное, не очень удобно ездить?

– Но черный руль в вашей машине так же на солнце греется, правда? Да, этот руль металлический. Каркас от Jetta, просто снята все оплетка. "Понты" – это же святое дело! На месте такой руль крутить не очень удобно, зато на трассе никаких вопросов.

– На этот Golf сейчас сложно найти детали?

– Некоторые сложности есть. Например, мелкие элементы вроде резиночек, втулок, электрооборудование, кузовные детали. По технике дискомфорт периодически преподносит карбюратор. С ним мне помогает мастер Юрий с Карастояновой – золотой человек, очень толковый специалист!

А что еще?

Естественно, что это лишь отдельные экземпляры из большой экспозиции. Огромный пласт встречи – разные советские машины, начиная от "москвичей" и "жигулей" до "Чаек". Было и несколько "американцев".

Удивительно, но даже немолодой японский автопром засветился на ретровстрече. Гипнотизирующая Mazda 929 появилась буквально в тот момент, когда мы уже собирались уезжать. К сожалению, с владельцем автомобиля разминулись, поэтому оставляем послание для него здесь – нам бы ее посмотреть в деталях да послушать историю покупки/владения! Если интерес взаимный, пишите на zenkevich@abw.by или в мессенджеры Viber/Telegram на редакционный номер +375296898893.

Автобизнес, я все пропустил! Где ловить ретромашины в следующий раз?

Ретроколлекционеры говорят, что это далеко не последнее мероприятие в этом году. Например, Олег Гапанович напомнил о традиционном мотофестивале "Кола часу", а 9 июля в Станьково снова состоится ралли классических машин "Золотая миля". "В прошлом году у нас неплохо получилось, мы приглашали владельцев ретромотоциклов и ретроавтомобилей. Продолжим и в этом!", – пообещал организатор фестов классической техники.

Из ближайших событий – 28 мая ждем ретроралли "Парыж-Нясвіж", которое организуют братья Гапановичи: "Между собой мы называем его "Большой гонкой", там будет микс: можно будет приехать и на ретромашине, и на современной. Год выпуска не ограничен, главное – автомобиль, который вы лелеете. Неважно, это BMW с пятилитровым мотором или Wartburg, Opel Ascona – все, что подходит под термин "Exotique".

У каждой из них своя история. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса