Эффектные и мощные

14-й международный фестиваль ретро и классических автомобилей «Ретро-Минск-2023» многие ждали с особыми интересом и нетерпением – ведь последнее масштабное мероприятие с таким названием проводилось аж четыре года назад, в 2019-м. Зато сколько людей собралось на площадке перед зданием Национальной библиотеки – и сколько интересных машин!

В центре – советская «классика», отдельным рядом – европейские, по краям – «американцы», причем больше половины из них с российскими номерами. Да-да, гостей из России в этот раз приехало немало.

Пожалуй, одним из самых необычных автомобилей фестиваля стал GMC StepSide 1953 года. Сам по себе старый пикап в стиле Rat Look харизматичен, так еще и на огромных 22-х «катках». Впрочем, самое интересное все равно под капотом – V10 8.3 от Viper! Мощность по заводу – 517 л.с.

«Сколько там точно, не мерял, может, и разбежалась часть «лошадей», – признается Алан. – Потихоньку автомобиль строил. Был момент, когда я его на гонке «разложил» об стену, и после этого долго искал запчасти. Так что не только для парадных выездов, но и погоняться в Time Attack. Ну а это – первый полноценный дальний выезд для этой машины, до этого только в окрестностях Москвы ездил».

Ну а самый эффектный автомобиль – Buick Eight Special 1940 года выпуска с двигателем 4,2 литра. И он хорошо компенсировал куда более молодой возраст припаркованных напротив американских седанов, выпущенных в лучшем случае в 1970-х, а то и в 1980-х. Но, согласитесь, что Mercury Sable 1989 г.в. или Lincoln Town Car 1981 г.в. тоже не каждый день на улице увидишь.

Это же касается и «Жигулей». Просто взгляните на этот ВАЗ-2103 – выглядит так, будто только выехал с конвейера. К слову, это очень редкая «трешка». Почему?

«Потому что «терка» – у нее в передней панели кузова много мелкий отверстий. Она 1974 года, это ранняя машина, такие выпускались с 1973 по 1975 годы, – объясняет Руслан, владелец автомобиля. – И это еще итальянская машина: их еще производили под контролем итальянцев, и много комплектующих шло из-за рубежа. Достаточно просто заглянуть в салон и увидеть, в каком он состоянии – а он родной. ЛКП тоже заводское. Но чтобы автомобиль имел такой внешний вид, с ним пришлось поработать».

Стоящий по соседству ВАЗ-2102 ничуть не хуже на вид.

«Это вообще редкая по состоянию машина, у нее реальный пробег 22 тыс. км. Просто хорошо сохраненная. 1978 год, мотор 1200, – говорит владелец. Он объясняет, что для него это не просто красивая машина, которая радует глаз. – Это же часть нашей культуры, ее нужно передать нашим детям. Я раньше сына везде с собой таскал по выставкам и ретроралли, теперь таскать не надо – сам с удовольствием едет».

Вы спросите, откуда такие экземпляры берутся? Изначально их сохраняют первые владельцы – позволяют им выжить и оставаться в хорошем состояния спустя десятилетия после выпуска. Но затем очень важно, чтобы они и дальше попали в хорошие руки – к тем людям, которые ценят «классику» и готовы вкладывать силы, время и финансы в поддержку прекрасного состояния или доведение до такого уровня.

Вот, например, универсал ГАЗ-24-02 1984 года. Довольно редкая «Волга», хоть не «специальная»: обычная версия со стандартным двигателем, салоном и прочим. Но ведь универсал в СССР просто так купить было невозможно!

«Их же в частные руки не продавали. Она принадлежала одному из «Русских витязей», он ее прямо на заводе получал. Вот его сын мне ее продал. – объясняет Сергей Иванович, который теперь владеет этой «Волгой». – Она выскочила в объявлении на auto.ru, увидел – и понесся за ней, потому что пробег всего 38 тыс. км и видно, что состояние хорошее.

Почему-то она была покрашена сверху. Искали удары, мерили толщиномером – никакого криминала, просто перекрас. Состояние было очень хорошим, днище в родной краске, о гнили речи вообще не шло. Единственное, что сделал – это отполировал, пришлось поменять потолок (был поврежден), на сиденьях повыдергивались нитки декоративных швов – так мы с женой кривой иголкой вручную, не снимая обивки, это дело исправили. Восстановил тормоза, снял ГБЦ – перевел на 95-й. И как она теперь тянет!»

Как на авторынке в 1990-е

Выставленные в ряд европейские машины это, скорее, кандидаты в янгтаймеры – многие из них даже 1980-х лет выпуска. Ловлю себя на мысли: что-то это мне напоминает… Да, точно! Примерно такой же набор машин в сходном состоянии я видел в 1990-х на авторынке в Малиновке! И не иначе как под воздействием тех ностальгических чувств «зависаю» радом с парочкой Volvo 760.

Слева – версия 2.3 Turbo, а справа – V6? Оказывается, это тот самый PRV (Peugeot, Renault, Volvo), который в различных модификациях производили с 1974 по 1998 годы и ставили на самые разные модели, в том числе на легендарный DeLorean.

Но, как говорит владелец, как раз запчасти к этому двигателю уже в дефиците. А вот по подвеске все есть, причем в разном бюджете.

«740-х еще хватает, а 760 очень мало. Тем более в таком исполнении: с мотором 2.8 и «автоматом», с климат-контролем, полным электропакетом. И в таком состоянии! Она уже 25 лет в Беларуси. В 1998 году человек пригнал ее с пробегом 60 тыс. км – в те годы это было очень круто. Ну а последние три года я на ней езжу», – объясняет хозяин машины.

Эксклюзивы и «игрушки»

С каждой минутой число машин и людей увеличивается, сфотографировать «без никого» тот или иной автомобиль становится очень сложно, тем более если он привлекает внимание.

Вот, например, почти игрушечный по размерам MG Midjet – классический британский родстер с 1,5-литровым мотором. Этот экземпляр 1978 года с левым рулем, потому что сделан для американского рынка.

Mercedes W116 в достойном состоянии – тоже редкость по нынешним временам, ну а Volkswagen Karmann Ghia у нас всегда был эксклюзивом, так что каждое появление подобных машин на том или ином мероприятии – настоящий праздник.

Еще немного автомобильной Америки. Необычайно красивый и вместительный Chrysler Town&Country 1970 года выпуска с 300-сильным мотором 6.3 V8.

Моторы – это вообще отдельная тема. Капоты открываются, агрегаты демонстрируются, технические особенности конструкции обсуждаются – фотосессии плавно перетекают в общение. И людей вокруг машин становится еще больше…

– Более 80 машин на площадке, – подтверждает организатор мероприятия Александр Шурин, – Три года [фестиваль] не проводили, люди соскучились. Очень много постоянных участников, есть новые. К сожалению, сейчас представлены только две страны – Беларусь и Россия.

– Особенностью «Ретро-Минска» всегда было перемещение колонны участников с места на место, и если верить программе, этот формат сохранен?

– В принципе, формат неизменный, но в этом году добавили локаций-стоянок. В этом же есть определенный в плюс: люди могут в городе посмотреть машины, могут подойти в ту точку, где им удобнее или ближе. Да и гостям интереснее перемещаться по городу, а не сидеть на одном месте.

– В этом году еще какие-то мероприятия планируете?

– По сути, сезон только начался. Впереди еще День Независимости, День города в Минске – конечно, будем под эти праздники что-то делать. Мингорисполком пошел нам навстречу, госструктуры помогают. Здесь я должен отдать должное, что и уровень, и подготовка, и помощь – всё на высоте.

И в самом деле, огромную колонну по городу водили экипажи ГАИ, ведь площадка рядом с библиотекой была лишь стартовой – затем участники фестиваля переместились на площадь Победы, после этого на несколько часов остановились на Октябрьской площади, а финальной точкой маршрута стала площадка у Стеллы «Минск – Город Герой».

Остается добавить, что мероприятие было организовано Общественным объединением «АвтоАмерика» при поддержке Общественного объединения «МашЫна времени», республиканского спортивного комплекса «Раубичи» и реставрационной компании Iron Duke Classics. Ждем от организаторов новых автомобильных проектов, которые – будем верить – будут проведены с еще большим размахом.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!