«Самая «жесть» была во время Хавьера»

Адам: «Час пик случается каждый день, пробка же – явление отнюдь не регулярное. К часу пик у нас все уже привыкли: люди едут на работу и с работы примерно в одинаковое время, поэтому от загруженности дорог никуда не деться. Лично я стараюсь в часы самого большого трафика или не выезжать, или двигаться по альтернативным основному маршруту дорогам, где машин меньше. Мест, где в Минске можно встрять, хватает – это все основные съезды с МКАД и центральные улицы вроде той же Немиги или проспекта Независимости.

Самый серьезный затор из личного опыта у меня случился год или два назад. Тогда ремонтировали мост между Стайками и Соснами, дорога была перекрыта, для проезда оставалась одна полоса. Утром в понедельник это оказалось совсем некстати: тот участок я проезжал около часа, а может, и больше. Хотя, наверное, самая «жесть» была во время Хавьера – вот тогда Минск действительно стоял.

Любой урбанист скажет, что надо пересаживать всех на общественный транспорт, но тогда будут пробки из автобусов и трамваев. Я все-таки думаю, что у нас основная проблема – в неграмотной организации движения. Во многих местах запрещены повороты налево либо левые полосы отданы только под поворот. Перекресток Богдановича – Кульман, наверное, каждый таксист проклинает.

Фазы светофоров тоже непонятно по какой логике настраивались. Вместо того чтобы порционный поток авто непрерывно двигался, все стоят. Много мест типа бутылочного горлышка – из-за них трехполосная улица может намертво встать. Еще я бы разрешил поворот на красный направо, как на «стрелку», пропуская всех. И надо перенимать опыт западных градостроителей: они с автомобилизацией давно столкнулись, а мы только начинаем этот путь».

«Мы слишком сильно привыкли к машинам»

Александр: «Что такое вообще пробки? Под ними я понимаю ситуацию, когда ты значительное время стоишь или едешь очень медленно. Условно говоря, когда на 10-минутный маршрут ты тратишь 40 минут, тогда это можно называть пробкой. Или когда вообще пешком получается быстрее, чем на машине.

В Беларуси за последние лет десять движение стало заметно плотнее, на одних и тех же участках дорог в часы пик ездить становится труднее – такое есть. Заторы также провоцируют ремонты дорог, аварии, какие-то массовые мероприятия, предновогодние дни бывают проблемными с точки зрения перемещения по городу на авто. Та же Радуница: из личного опыта помню, как участок дороги к кладбищу около пяти километров длиной приходилось проезжать порядка получаса. Но все равно наши заторы нельзя сравнивать с пробками в Москве, Санкт-Петербурге или с какими-то городами Европы. У нас всё это носит весьма скромный характер.

Хотя я не очень люблю даже наши заторы. В этом смысле я избалованный: езжу по незагруженным улицам, на дороги в часы пик стараюсь не выезжать. И любой небольшой затор на 3-4 минуты мне уже не нравится. Но даже на самых загруженных участках заторы не идут ни в какое сравнение с настоящими пробками. Ты просто проезжаешь их в два раза дольше, но все равно не стоишь несколько часов без движения.

Всё большая загруженность дорог приучила меня последние годы заранее смотреть маршрут в навигаторе, чтобы оценить ситуацию на дорогах. Это актуально в том числе и для знакомых маршрутов – мало ли где-то по пути начался ремонт или случилось ДТП. Если так оно и получается, я лучше объеду проблемный участок, пусть это даже займет больше времени и маршрут получится длиннее. Может показаться не совсем логичным, но мне так комфортнее: лучше ехать, чем стоять.

Если уж попал в затор, стараюсь себя чем-то занять. Разобрать какие-то вещи в бардачке или в кармашках, протереть панель. И по закону подлости, когда начинаешь чем-то таким заниматься, как правило, машины начинают снова ехать, движение возобновляется.

Эксперты говорят, что вопрос пробок надо решать не расширением улиц и постройкой новых развязок, а подходить к его решению конструктивно и комплексно. И мне близка эта точка зрения. Надо работать с массовым перемещением из спальных районов и обратно, пересаживать водителей на общественный транспорт или те же велосипеды с самокатами. Когда передвижение на таком транспорте комфортное и быстрое, начинаешь понимать, что можно ездить не только на автомобиле. Мы слишком сильно привыкли к машинам.

С водителями надо работать не только «кнутом», вводя платные парковки и тому подобные меры. Нужно еще дать и «пряник» в виде хорошего общественного транспорта и продуманной инфраструктуры для велосипедов и различных средств персональной мобильности. Если это будет дешево и удобно, водители оценят. Я стал часто замечать, что, двигаясь на велосипеде в час пик, опережаю поток авто. Лишь бы потом не появилась другая проблема – заторы из самокатчиков и велосипедистов. Уже сейчас на светофорах иногда выстраиваются очереди из них».

«Поездок в центр города накануне праздников стараюсь избегать»

Владимир: «Как таковая проблема пробок для Беларуси неактуальна. Есть утренние и вечерние «толкучки», которые действительно снижают скорость передвижения, но на этом всё и заканчивается. Да и то на них обращаешь внимание, только если ездишь в час пик не каждый день.

Более серьезные заторы, которые уже можно назвать пробками, возникают событийно. «День жестянщика» и час пик, канун каких-то массовых праздников, когда всем нужно куда-то ехать, просто какие-то события в городе, когда перекрывают дороги. Вот в таких случаях на привычный маршрут можно потратить неприлично много времени.

Например, помню, как по неопытности 10 лет назад 30 декабря поехал к площади Якуба Коласа на машине. Это было долго и бессмысленно, еще и припарковаться в центре было нереально. С тех пор поездок в центр города накануне праздников стараюсь избегать либо пересаживаюсь по возможности на метро. Еще помню, как с улицы Кульман в вечерний час пик добирался до Денисовской что-то около полутора часов. Тогда выпал снег, по пути было несколько аварий – и всё, «приехали». Но тогда и не было настолько умных навигаторов, с помощью которых можно заранее оценить обстановку.

И всё же это избранные случаи. Пока, на мой взгляд, Беларусь от пробок не страдает, хотя автомобилей на дорогах стало заметно больше. Мне кажется, сейчас самое время начать активно «прокачивать» города в «антиавтомобильном» направлении, чтобы был удобный и быстрый общественный транспорт и альтернативные способы передвижения. Иначе рано или поздно мы придем к опыту Москвы».

Есть тема для редакции? Стали очевидцем ДТП или интересной ситуации на дороге? Пишите на наш Viber +375 689 88 93 или Telegram @abwochevidets