В прошлом году пружанец Сергей Коробко завершил работу над проектом своей мечты, репликой известного немецкого военного автомобиля VW Kubelwagen Typ 82 (Kübelwagen), достигнутая цель была поставлена, а за ней уже замаячила новая. Но обо всем по порядку.

Идея заполучить собственный Typ 82 у Сергея, который увлекается военной реконструкцией и участвует в жизни местного военно-исторического клуба «За Родину», родилась во время одной из реконструкций событий Великой Отечественной войны. Кто-то из товарищей заметил, что военной техники у белорусских реконструкторов пока не густо. Она и зрелищности добавит, и исторических знаний любознательным посетителям мероприятий клуба принесет. Сергей тогда и заявил, что сам такую машину изготовит.

Трофейный VW Kubelwagen Typ 82 очень любили красноармейцы за его неприхотливость

Сложности реконструкции: как помогла смекалка

Сказано-то сказано, а вот сделать, как оказалось, было не так просто. За свою историю с 1938 по 1945 год армейский внедорожник, созданный автором «Жука» Фердинандом Порше-старшим увидел немногим более 50 000 изданий, хотя мощностей заводов VW хватило бы на сотни тысяч. Востребованность «лоханки», как прозвали автомобиль за глубокие, как тазик, сиденья, на фронте была высокой: трофейные кюбельвагены полюбили и красноармейцы, и союзники. Они были просты в обслуживании и ремонте. К тому же весил внедорожник всего 715 кг, благодаря плоскому днищу и высокому в 29 см клиренсу хорошо скользил по разбитым военным дорогам, а если и застрянет, то вытолкнуть «лоханку» мог ее экипаж. Словом, идеальная машина обеспечения.

Из-за такого небольшого тиража оказалось, что спустя 80 лет найти доступный для восстановления оригинальный «кюбель» было нереально. Но смекалистый реконструктор прикинул, что ЗАЗ-968 по своим характеристикам очень близок к легендарному автомобилю, и отправился… на свалку. Как рассказал Сергей Коробко, в конструкции удалось применить подвеску, ходовую часть, принцип конструкции кузова и даже двигатель от ЗАЗ.

Кстати, в истории автопеределок есть пример, когда из современного «Жука» сделали горбатый «Запорожец».

Немного истории

Отметим, что в истории автомобилестроения после Второй мировой войны есть масса примеров, когда победители использовали разработки немецкой промышленности, захваченные во время секретных разведопераций. В истории Фердинанда Порше много белых пятен. И не исключено, что чертежи «Жука» были получены таким образом и реализованы советским автопромом. На Typ 82, к слову, очень похожа разработка ЛуАЗа, который в советское время собирал, как сейчас принято говорить легкие коммерческие автомобили на платформе ЗАЗ. ЛуАЗ-969 вовсе вылитый «кюгель», а амфибия ЛуАЗ-967М очень уж напоминает Typ 166 – водоплавающий внедорожник Вермахта.

Мечта в металле и предложения, от которых пришлось отказаться

На базе «Запорожца» была проделана большая работа по доработке рамы, а всё остальное железо было вырезано из-за ветхости. Так что все элементы кузова умелец делал сам. Он попробовал отыскать конструкторскую документацию и нашел один американский ресурс, который на его обращение выслал чертеж двери «кюгеля», за который пришлось заплатить $35, остальные чертежи стоили гораздо дороже. Опытный автомеханик и тут нашелся, продумал размер каждой из них, а затем воплотил их в металле. В итоге «лоханка» оказалась всего-то на 15 см короче. Но тут еще и советские конструкторы руку приложили.

Сергей Коробко рядом со своим творением – репликой Typ 82

В итоге на всё про всё ушло две зимы, или фактически полгода, когда в зимние месяцы мастер был свободен от дачных забот. Живой военный экспонат сегодня – участник многих патриотических мероприятий в стране и за рубежом. Одно из таких прошло недавно в Ивановском районе, где реконструкторы восстановили партизанский бой.

Фрагмент реконструкции партизанского боя, в которой участвовал  VW Kubelwagen Typ 82 Сергея Коробко

Следующим в парке реконструктора станет Horch 901

Сегодня Сергей Коробко вспоминает, что поначалу появление реплики военного внедорожника вызвало головную боль. Было много приглашений, много звонков от коллег реконструкторов – военно-исторические клубы поддерживают тесную связь. Сергей уже пятнадцать лет в этом движении и является постоянным участником массовых мероприятий. С «кюбелем» он уже принимал участие в реконструкции первого дня войны, которая ежегодно, утром 22 июня проходит в Брестской крепости.

Ну а осуществленная мечта придала новый стимул и вывела на новую цель. Ей стал уже более сложный по конструкции, но не менее популярный в годы войны внедорожник среднего звена Horch 901, к слову, родоначальник SUV концерна Audi.

Так что, как говорится, мы на этом не прощаемся и ждем с нетерпением появления нового ретромобиля в коллекции пружанского умельца.