Немецкая компания, имеющая огромную историю, также владеет Bentley, Bugatti, Porsche, SEAT, Skoda, Scania, MAN, Navistar и даже мотобрендом Ducati. Но как возник концерн Volkswagen AG и у кого контрольный пакет акций? И кто и кому все-таки принадлежит?

концерн Volkswagen AG

Идея «народного автомобиля» в Германии

Прежде чем окунуться в мир Volkswagen, важно сказать пару слов о Фердинанде Порше, основателе одноименной компании. В руководстве Германии того времени были впечатлены инженерными способностями Порше. И хотя после Второй мировой войны Порше старался дистанцироваться от нацистского режима, с которым его многое связывало, все это, несомненно, оставило отпечаток как на его жизни, так и на жизни компании.

Но вернемся в 1933 год. Считается, что именно в это время в отеле «Кайзерхоф» зародилась идея «народного автомобиля». В одном из номеров берлинской гостиницы собрались трое мужчин: Гитлер, Фердинанд Порше и Якоб Верлин – автомобильный дилер и по совместительству друг рейхсканцлера.

Фердинанд Порше

Важно отметить, что в то время в Германии позволить себе автомобиль могли далеко не все, примерно 1 из 50. Поэтому была поставлена задача создать автомобиль, который будет стоить не дороже 1000 рейхсмарок (ежемесячная зарплата при этом тогда была около 130 рейхсмарок), то есть позволить себе такую машину смогли бы многие немцы. Отсюда и название – Volks-Wagen, или «народный автомобиль». Через пару месяцев после этой встречи Фердинанд Порше показал первые чертежи машины, которые были разработаны на базе Porsche Typ 60.

Создание Volkswagenwerk GmbH

Еще спустя 3 года, в 1937-м, было создано «Общество с ограниченной ответственностью по подготовке немецкого «народного автомобиля», позже переименованное в Volkswagenwerk GmbH.

Первый KdF (Kraft-durch-Freude)-Wagen («Автомобиль «Сила через радость») был показан на Берлинском автосалоне в 1939 году. Однако серийного производства не случилось. Началась война, и все мощности завода были перенаправлены на создание армейских машин.

Volkswagen Käfer

В апреле 1945 года часть нацистской Германии захватили британцы. Они же получили контроль над заводом Volkswagenwerk GmbH, который на тот момент был почти полностью разрушен. Однако Британия решила реанимировать не только немецкую автомобильную промышленность, но и идею «народного автомобиля».

Сделать это поручили немецкому инженеру Хайнцу Нордхоффу, при котором и появился знаменитый «Жук». Volkswagen Käfer был популярным автомобилем не только в Германии, но и за ее пределами. А в 1960-х «Жук» стал самым продаваемым импортным автомобилем в США.

Становление Volkswagen AG

Совместное владение Volkswagen британцами и немцами продолжалось недолго. В 1960 году компания была практически денационализирована, другими словами, 60% акций купили различные инвесторы. Остальные 40% разделили между собой правительство Западной Германии и земли Нижняя Саксония. Так и появился известный нам концерн. И именно с этого момента Volkswagen начал захватывать автомобильный мир.

Первой частью Volkswagen стали машины под брендом Audi. Концерн купил компанию Auto Union GmbH еще в 1965 году. Почти через 20 лет Volkswagen получил 75% акций испанского автопроизводителя Sociedad Española de Automobiles del Turismo S.A. (SEAT). А в 1990 году полностью его поглотил.

Примерно в это же время концерн решил купить и 31% Skoda. Правда, совсем скоро стало понятно, что такая инвестиция себя не оправдала. Но даже при этом уже в 1999 году был полностью поглощен и чешский автопроизводитель.

Самым продуктивным годом в плане инвестиций можно назвать 1998-й. Тогда Volkswagen замахнулся на люкс. Были куплены Rolls-Royce (с 2003 года принадлежит BMW), Bentley, Lamborghini, Bugatti. А еще – производитель моторов Cosworth.

Volkswagen против Porsche

Но самый главный вопрос – кому все-таки принадлежит концерн? Разобраться в этом не так просто. Ведь на протяжении десятилетий внутри велась настоящая война за власть и охота за акциями. В первую очередь – со стороны Porsche.

Для того чтобы разобраться, важно сказать, что в 2007 году компания разделилась на две. Одна – Porsche AG – являлась основной и занималась производством авто. Другая же была дочерней и инвестиционной – это Porsche Automobil Holding.

И в 2008 году Porsche Automobil Holding планировала завладеть контрольным пакетом акций Volkswagen AG. И это бы получилось, если бы не закон о приватизации и не блокирующий пакет акций, принадлежавший Нижней Саксонии.

Но уже через год Porsche Automobil Holding смогла решить эту проблему. Если коротко, то схема, рабочая и по сей день, выглядит примерно так: изначально дочерняя компания Porsche Automobil Holding стала основной вместо Porsche AG. Последняя же стала дочерней компанией Volkswagen AG. А Porsche Automobil Holding при этом установила контроль над концерном Volkswagen AG, завладев самым большим количеством акций – более 31%, что равняется почти 53% голосов.

За более чем 90 лет компания Volkswagen прошла долгий путь. Несмотря на связь с нацистской Германией, бренд смог не только выжить, но и добиться высоких результатов. В первую очередь – за счет международной ориентации и высоко локализованной маркетинговой стратегии. В подтверждение этих слов – Volkswagen AG до сих пор является одним из самых продаваемых производителей автомобилей в мире.

А как вы думаете, смогут ли этот успех повторить китайские бренды?

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!