Сама «чаша» музея BMW, примыкающая к головному офису в виде четырех цилиндров, была возведена в 70-е гг. В 2000-е гг. музей был реконструирован – площади были расширены до 5000 квадратных метров, а экспонатов стало еще больше.

К слову, о некоторых из них ABW уже рассказывал – в недавнем обзоре находящихся в запасниках BMW кабриолетов и родстеров. А теперь заглянем в первый экспозиционный зал, где можно увидеть, с чего начинался удивительный мир истории BMW.

Своими первыми успехами компания обязана выдающемуся мотористу Максу Фрицу, занимавшему пост главного инженера BMW до 1937 года. Разработанный им рядный шестицилиндровый авиационный двигатель водяного охлаждения Typ IIIa оснащался «высотным» карбюратором, приспособленным для образования топливной смеси в условиях разреженной атмосферы. Еще более совершенный мотор Typ IV конструкции Фрица стоял на самолете DFW F 37/III, пилот которого Франц-Зено Димер в июне 1919 года поднялся на рекордную высоту 9760 м.

Собственно, еще раньше, в декабре 1917 года в Имперском патентном бюро был зарегистрирован торговый знак BMW с чередующимися белыми и синими секторами (цвета флага Баварии).

Автомобили в роли догоняющих

Во второй половине 20-х гг. баварская компания получила широкое признание как производитель мотоциклов. Осенью 1928 года BMW приобрела автомобильный завод Dixi в Эйзенахе, на котором выпускалась модель 3/15 PS DA1 по лицензии британской Austin. В 1929 году этот автомобиль был слегка обновлен, получил эмблему BMW и переименован в 3/15 PS DA2. Разумеется, амбиции BMW в деле автомобилестроения простирались намного дальше.

В 30-е гг. появляется BMW 328 – одна из самых красивых моделей того времени, а также одна из самых успешных в автоспорте. Перечень ее спортивных достижений – это победные трофеи в 130 гонках в период с 1936 года (когда 328 впервые выехала на трассу) до 1940 года включительно. Для участия в различных соревнованиях в BMW создавали специально подготовленные версии 328, отличавшиеся аэродинамическими кузовами из сверхлегкого сплава и форсированными моторами, мощность которых после доработки и применения особых топливных смесей достигала 136 л.с.

Среди них и легендарный 328 Touring Coupe, победивший в гонке Mille Miglia в апреле 1940 года.

В 40-е гг. для BMW важным становится выпуск авиамоторов. Еще в 1939 году компания приступила к разработке турбореактивных двигателей, позже освоив их промышленное производство. Так, в сентябре 1944 года самолет Arado Ar234 с четырьмя двигателями BMW 003 во время летных испытаний достиг рекордного потолка почти в 13 000 м.

BMW – не всегда мощные драйверские машины

После Второй мировой войны BMW оказалась в непростом положении. Послевоенный мотоциклетный бум в Германии прекратился довольно быстро, и в этой связи весьма прагматичным оказалось решение о приобретении в 1955 году лицензии у итальянской компании Iso на выпуск модели Isetta с мотоциклетными агрегатами. Это позволило BMW загрузить мотоциклетные производственные мощности, работавшие вполсилы из-за падения спроса.

И хотя Isetta менее всего напоминала традиционные легковушки (так, доступ внутрь осуществлялся через единственную дверь в передней части кузова), она оказалась очень популярной – к началу 60-х гг. было изготовлено немногим более 160 000 «изетт». Об этой удивительной машинке ABW уже рассказывал в отдельном материале.

В 1959 году появляется BMW 700 – малолитражный автомобиль с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой. Он был доступен в виде двухдверного седана или купе, дизайн которых создал малоизвестный, но талантливый уроженец Турина Джованни Микелотти.

В музее выставлена версия LS Coupe 1964 года выпуска, оснащенная двухцилиндровым «оппозитником» объемом 0,7 л (40 л.с.), который разгонял автомобиль до 135 км/ч.

От «Нового класса» к сериям

Впрочем, к настоящему успеху BMW пришла с другими моделями. В 1961 году состоялся дебют модели 1500, ставшей первым представителем обширного семейства «Нового класса». Заднеприводный седан оснащался 1,5-литровой «четверкой» серии M10, головка и блок цилиндров которой были изготовлены из алюминиевого сплава. Особенностью BMW 1500 стал и изгиб Хофмайстера (характерный излом задней стойки крыши в месте соприкосновения с дверью), который по сей день остается одной из узнаваемых черт дизайна автомобилей баварской марки.

За 1500 последовали модели с индексами 1600, 1800 и 2000, которые оказались очень популярными, открыв новую главу в истории BMW и заложив фундамент для будущих моделей.

Также баварцы выпускали двухдверные модели так называемой серии 02, формально не входившие в «Новый класс» – они были ориентированы на молодых активных водителей, предпочитавших спортивный стиль вождения. Первенец этой серии – BMW 1600-2, где цифра 2 указывала на количество дверей. 1,6-литровый мотор (85 л.с.) позволял машине набирать первую «сотню» за 13 секунд и развивать максимальные 160 км/ч.

Более мощная и «драйверская» модель 2002 Ti, выпускавшаяся с 1968 по 1971 год, оснащалась 120-сильной рядной «четверкой» 2.0, могла разгоняться до 100 км/ч за 9,1 секунды, а «максималка» достигала 185 км/ч.

В начале 70-х гг. публика впервые услышала знаменитый рекламный слоган BMW – Aus Freude am Fahren («С удовольствием за рулем»). Также была внедрена новая система наименования моделей, где первая цифра индекса указывала на семейство, к которому принадлежала конкретная модель, а две последующие – на объем двигателя.

Так, в 1972 году на свет появилась BMW 520, т.е. первое поколение пятой серии (E12), вслед за которой настал черед третьей серии E21 (1975 год). Отметим, что с тех пор «трешка» разошлась по миру тиражом более 20 миллионов экземпляров, сменив семь поколений.

Супер-«эмка», искусство и водород

Отдельный зал посвящен подразделению BMW M, которое было образовано в 1972 году – тогда оно называлось BMW Motorsport GmbH. В задачи подразделения входила подготовка спортсменов и специальных автомобилей для участия в соревнованиях всех видов – от ралли до «Формулы-1». Впрочем, деятельность подразделения довольно быстро вышла за рамки обычных обязанностей заводской команды – подробнее об этом можно узнать здесь.

Безусловно, один из самых успешных проектов BMW Motorsport – среднемоторный суперкар M1, премьера которого состоялась осенью 1978 года на автосалоне в Париже. Над обликом купе работало ателье ItalDesing легендарного дизайнера Джорджетто Джуджаро, а продольно установленная рядная «шестерка» 3.5 развивала 377 л.с. Стоил автомобиль 100 000 немецких марок. До 1981 года было собрано 445 экземпляров M1, 46 из которых – гоночные.

Разумеется, музей не просто демонстрирует серийные и экспериментальные автомобили BMW разных эпох – тут можно познакомиться с технологиями компании и достижениями в автоспорте. Есть, например, уголок «Формулы-1» и «Формулы-Е», а также экспозиция, посвященная кузовным гонкам.

Работает BMW и над водородными силовыми установками, причем достаточно давно – с 1979 года. Сначала инженеры пытались адаптировать для работы на водороде двигатели внутреннего сгорания, создав, в частности, целый ряд экспериментальных образцов водородной «семерки». Затем эксперименты с водородными ДВС прекратились, но в BMW по-прежнему не оставляют водородную тематику – с 2013 года компания сотрудничает с Toyota в области топливных элементов.

А это зал дизайна, где выставлен глиняный макет BMW третьей серии G20 в натуральную величину. Такие «слепки» дизайнеры используют при создании внешнего облика машин. На стенах – фотографии рабочего процесса дизайнеров.

Демонстрируемые в музее автомобили соседствуют с эффектными инсталляциями и скульптурами (например, в виде множества шильдиков), повсюду стекло и металл, на стенах – различные проекции и светодиодные экраны. Весь этот хай-тек впечатляет, а местами даже завораживает.

Напоследок отметим, что под эгидой BMW проводятся различные фестивали, выставки и культурные мероприятия, причем сама компания на них нередко выступает в роли участника со своими арт-карами – это коллекция расписанных известными художниками автомобилей, которые постоянно «гастролируют» по белу свету.

Один из них и присутствовал в музее – это гоночное купе 3.0 CSL, оформленное Фрэнком Стеллой, фанатом автоспорта. Как видим, отношение к изобразительному искусству у баварцев особое.

Представленная в музее BMW двухколесная техника – отдельная тема для разговора. И к ней мы вернемся в одном из ближайших материалов. Следите за обновлениями на сайте!