ГАЗ-АА («полуторка»)

Я приобрел «полуторку» примерно 6 лет назад. Поменял ее на один из своих ГАЗ-67. И поскольку у моей машины были документы, а у этой нет, то ее бывший хозяин дал мне сверху еще $1000. Но, честно говоря, я бы и так поменялся – лишь бы получить. Сама машина изначально была на ходу, поэтому первое время я просто потихоньку снимал кое-какие агрегаты, делал, ставил обратно и ездил. А потом уже, когда удалось сделать на нее документы, начал капитальный ремонт. До этого машиной особо никто не занимался, настолько, что все узлы были ржавые. Поэтому сначала я разобрал ее под ноль, осталась одна голая рама. Потом отпескоструил, загрунтовал, покрасил и начал собирать. Разбирал и делал с нуля каждый узел: перетачивал, где можно было – наваривал, протачивал. И в общей сложности на все работы у меня ушло около двух лет.

Но я все делал постепенно. К тому же не все запчасти можно было достать в Беларуси и приходилось ездить в Москву. Там покупал облицовку радиатора за $250, капот с жабрами за $350, руль за $100, распределитель зажигания за $150. Еще в Москве хотел купить крылья. Но на то время за два ранних круглых крыла просили $1500 – это было очень дорого. И я нашел дешевле – за $500. Их мне привез знакомый из Германии. Правда, эти крылья были в очень плохом состоянии. Одно еще ничего, а второе было так «уколхожено» и поварено, что пришлось восстанавливать.

Если говорить про комплектность, то у этой машины почти все родное – 90% точно: двигатель, коробка, мосты, рама. Разве что сиденья новые шились и обновлялась крыша. Кроме этого, еще нужно сделать обшивку дверей, поставить стеклоподъемники и стекло. Также хочу поменять заднюю стенку кабины. Сейчас она брезентовая, но у меня есть родная – металлическая. Просто ее нужно подремонтировать немножко. Я уже занялся этим вопросом, и как только приведу все в порядок – сразу поменяю.

Еще к «полуторке» у меня есть прицеп. Мне его подарил товарищ из Слуцка. Он тоже коллекционер, только техники у него раза в два больше, чем у меня. С ним же мы вместе участвуем в реконструкциях. Но сам прицеп тоже надо делать с нуля. Буду разбирать, снимать все доски, пескоструить, красить и заново делать борта. Но хотя бы уже купил колеса. Что касается цены «полуторки», то ее стоимость начинается от нескольких миллионов российских рублей. Тут все зависит от состояния и комплектации. Но сколько стоит такая, как у меня, не знаю, не приценивался.

ГАЗ-67

– У меня было два ГАЗ-67. Второй брал из расчета, что потом получится обменять его на что-нибудь интересное. Так и вышло с «полуторкой». Тогда я отдал свой первый ГАЗ-67 – он был в заводском оригинале, и я туда особо не лез, изначально состояние было нормальным. Второй, который сейчас у меня и стоит, купил тоже давно – лет 20 назад за $700. Документы были мертвые, хозяина нет. И при этом машина была в плачевном состоянии, намного хуже, чем первая.

Пришлось поднимать ее с нуля. Все гнилое, кузов практически весь варил, перебирал мосты, двигатель. Короче говоря, делал все. И по времени на это ушло года два. Конечно, если заниматься этим постоянно, то можно было бы сделать и быстрее. Но я тогда еще работал в гараже, крутил гайки и занимался машиной только в свободное время. Проще было и в плане запчастей, многое можно было купить здесь. Правда, крылья сам делал, но они и не сложные были.

Точный год машины сказать трудно, но думаю, что она примерно из последних. Может даже 1953-го. Потому что изначально для обдува лобового стекла на капоте стояли домики, а у последних моделей – жабры. Вот визуально их и можно отличить, а в целом различий мало. Что касается цены, то купить ГАЗ-67 более-менее оригинальный тяжело. Вопросы есть и по состоянию. Потому что совсем недавно видел объявление, где совсем убитую машину продавали за $14 000. Думаю, у нас за такие деньги никто ее не купит.

ГАЗ-69

– ГАЗ-69 у меня появился лет 7 назад. Здесь тоже пришлось делать капитальный ремонт: разбирал, менял раму и все в целом делал с нуля. Хорошо, что хоть запчасти на него найти – вообще не проблема. На восстановление тоже ушло года два. Ничего такого сложного не было. Разве что у этих машин есть слабое место в виде рамы – они гниют.

Но здесь есть интересная история. В документах на машину было указано, что она 1978 года. Хотя выпускались они до 1973-го. Дело в том, что бывший хозяин купил кузов первой комплектности и переделал ГАЗ-67 под 69. В те годы существовала тенденция делать из старых моделей более новые. Например, тогда люди часто переоборудовали из 401 Москвича 408. Это уже сейчас делается наоборот и все гоняются за ретро, а тогда нет.

И года три тому назад один немец захотел купит мой ГАЗ-69. Предлагал тогда $8000. Но потом испугался этой истории с документами. И хотя тогда я бы согласился продать, потому что машину даже хранить негде было. Но сейчас понимаю, что если бы все-таки продал, то сейчас очень жалел бы.

СМЗ С-3А («инвалидка» или «моргуновка»)

– У меня также есть две инвалидные мотоколяски. Они были спроектированы после Великой Отечественной войны специально для инвалидов и выдавались бесплатно. Первую я купил лет 8 назад в Речице у знакомого за $1000. Вдобавок отдал еще двигатель от мотоцикла М-72 – хороший мотор. А вот сама машина была вся убитая. Поэтому пришлось все разбирать, рассверливать и каждую детальку восстанавливать с нуля.

Вторая обошлась дешевле – взял за $400 лет 5 назад. Она хоть и была вся разобранная, но покрепче первой. По крайне мере, работы с ней было меньше. До меня ее уже несколько людей пытались восстановить, но никто так и не довел работу до конца. А когда я ее увидел, сразу подумал: «Ну и что, что она разобранная. Все равно разбирать придется». И вот сейчас мне осталось только салон пошить. В частности, сиденья и обшивка дверей. А так она уже готова. А почему решил вторую все-таки купить? Тоже в надежде поменять ее как-нибудь на что-то хорошее, если подвернется.

ЗАЗ-965 («горбатый запорожец»)

– Последним у меня появился «горбатый запорожец». Я его купил 4 года назад за $250. Но он весь некомплектный, покоцанный. Когда приехал его смотреть, в гараже вроде бы и ничего был, показался крепеньким. Но он там завален был. И как только мы его вытянули – я понял, что все не очень. И, честно говоря, сейчас жалею, что взял. Надо было все-таки не брать, потому что это головная боль еще та. Но раз уж взялся, то надо довести работу до конца. Я его уже поварил, подправил и отдал товарищу на покраску. После этого начну собирать. Хорошо, что все запчасти практически есть. Вот как раз «запорожец» на фото – это донор. Тоже с документами, только что не на ходу. Мне его отдали, чтобы в металл не отправлять. А из сложного – это сиденья и обшивка дверей. Эту работу я сам не люблю, лучше уж гайки покрутить. Поэтому тут надо кого-то попросить будет, а не каждый захочет этим заниматься. Поэтому, когда машина будет сделана, еще неизвестно.

Помимо этого, у меня еще есть 18 мотоциклов и мопедов. Хочу довести все до ума и поэтому каждый раз говорю себе, что больше ничего нового не куплю. Но потом что-то интересное попадается, и ты думаешь: «Ну и как тут не купить?» Поэтому этим надо жить. По-другому тут никак.