Начало автомобильной промышленности в Советском Союзе

История производства автомобилей в бывшем Советском Союзе не сказать чтоб славилась своей оригинальностью. Отчасти на это повлияло историческое соглашение, которое было подписано 31 мая 1929 года между Ford Motor Company и СССР. В контракте было установлено, что американская компания будет контролировать строительство производственного завода в Нижнем Новгороде. И с этого момента все советские машины, производимые ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) и ЗИС (Завод имени Сталина), предлагали модели, которые стилистически и технически были напрямую получены или во многом вдохновлены аналогичными американскими моделями, конечно, начиная с ГАЗ-A, клона Ford-A.

Но некоторые конструкторы все-таки пытались создать собственный творческий мир советских автомобилей. Так в 1938 году появились эскизы Валентина Бродского, а еще два года спустя свое виденье современного дизайна авто в СССР продемонстрировал и Владимир Арямов. Примерно тогда же начались разговоры о создании практичного, скоростного и современного автомобиля, который бы удовлетворял все потребности советских людей. Соответствующее правительственное задание руководство ГАЗ получило аж в декабре 1941 года. Однако после немецкого вторжения военные приоритеты страны задержали работу над новым автомобилем, ведь нужно было выпускать военную продукцию. Всем было не до «Победы», которая, по сути, уже была изображена в работах Валентина Бродского и Владимира Арямова.

Как «Родина» стала «Победой»

Первый прототип «Победы» был собран 6 ноября 1944 года. А первая условная серийная модель сошла с конвейера 21 июня 1946-го. Тогда практически вручную были собраны всего 23 автомобиля. При этом настоящее серийное производство было начато лишь 28 апреля 1947 года. Сама машина была разработана под руководством главного инженера Горьковского автомобильного завода Андрея Липгарта. Стиль курировали автомобильный дизайнер Александр Кириллов и художник-график Вениамин Самойлов.

Заимствуя у немецкого Opel Kapitan 1938 года силовые элементы и панели салона, советские инженеры смогли переосмыслить внешний вид авто и перенять несколько новшеств, которые получат свое распространение в западной автопромышленности лишь через несколько лет. В частности, это касается дверей. В немецком Opel Kapitan передние открывались по ходу движения машины, задние же против хода. А вот в ГАЗ М-20 все 4 двери открывались по ходу движения автомобиля. То есть привычным для нас способом. А сделать современный для того времени облик советского автомобиля получилось благодаря различным характерным деталям. Это и поясная линия, и совмещение передних и задних крыльев с кузовом, и отсутствие декоративных подножек, капот типа «аллигатор», фары, установленные в передней части кузова.

Много интересного есть и в названии ГАЗ М-20. Во-первых, это первый автомобиль в СССР, который имел собственное имя помимо заводского индекса. А именно – «Победа». Сам заводской индекс состоял из буквы М, которая обозначала слово «Молотовец» (когда-то Горьковский автомобильный завод назывался именем Вячеслава Молотова) и числа 20. Она означала новый модельный ряд авто с уменьшенным объемом двигателя – до двух литров.

Во-вторых, с названием автомобиля связана известная байка. Мол, когда Иосиф Сталин увидел автомобиль с именем «Родина», он нахмурился и с улыбкой спросил: «Ну и сколько у нас будет стоить Родина?» После этого «Родина» стала «Победой». Но на самом деле эта история – не больше чем красивая легенда. Потому что автомобиль изначально должен был получить имя «Победа». И сделано это было в честь предстоящей победы в войне. Но название «Родина» тоже существовало, правда, было лишь внутризаводским.

В чем был секрет легендарного автомобиля «Победа»?

Первый легковой автомобиль массового производства после войны с гитлеровской Германией вывел ГАЗ из архаичных довоенных авто в современные и комфортабельные советские седаны. И для середины 1940-х годов «Победа» была вполне революционной машиной. Ведь многое здесь было применено впервые в практике советского автопрома: независимая подвеска передних колес, капот типа «аллигатор», гидравлические тормоза, электрические стоп-сигналы и указатели поворота, два электрических стеклоочистителя и термостат в системе охлаждения. А еще в качестве стандартного оборудования на ГАЗ М-20 появился отопитель салона с ветровым стеклом. Похвалы удостоился и 4-цилиндровый двигатель «Победы» объемом 2112 л и максимальной мощностью 50 л.с. Многие называли его надежным, тяговитым и долговечным.

Правда, были у «Победы» и свои минусы. В самом начале передовая конструкция и современный дизайн выгодно отличали ГАЗ М-20. Но спустя всего лишь пару лет для многих людей стали очевидны некоторые конструктивные недостатки авто. В первую очередь речь идет о типе кузова «фастбэк» с очень низкой высотой потолка над задними сиденьями, практически полном отсутствии обзора назад, довольно скромном объеме багажника, плохом аэродинамическом эффекте, а также сильной неустойчивости.

Но все же «Победа» смогла стать автомобилем, доступным массовому потребителю, – с 1946 по 1958 год ГАЗ произвел и продал 241 497 машин. При этом самые первые ГАЗ М-20 распространялись в СССР исключительно по указанию «сверху», за личной подписью самого Молотова. И в начале их не хватало даже для героев страны и лауреатов Сталинских премий. А как запустилось массовое производство – не все смогли позволить себе «Победу» из-за ее стоимости. В первом советском автосалоне в Москве у людей был выбор между 3 машинами: Москвич-401 за 9 тыс. руб., ГАЗ М-20 за 16 тыс. руб., и умопомрачительно дорогой ЗИМ за 40 тыс. руб. При этом средняя зарплата квалифицированного инженера тогда составляла примерно 600 рублей.

Мировая популярность советского автомобиля

Автомобиль неплохо пошел и на экспорт. В основном «Победа» экспортировались в Финляндию, где ее полюбили таксисты, а также в Бельгию, где всегда продавалось много советских автомобилей. В 1950-м первые «Победы» также появились в Великобритании и в США. Кроме этого, «Победа» выпускалась по лицензии в Польше, причем значительно дольше, чем в СССР – аж до 1973 года. ГАЗ М-20 собирался на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych) под маркой «Варшава».

И несмотря на советское начало, автомобиль претерпел серьезные модернизации. Так, поздние выпуски авто получили верхнеклапанный двигатель и новые кузова: седан, пикап и универсал. А с 1956 года «Победа» и вовсе собиралась только из тех комплектующих, которые были произведены в Польше. При этом за все время на заводе FSO было выпущено около 254 тысяч автомобилей этого типа, что превышает число советских ГАЗ М-20, выпущенных на Горьковском автозаводе.

Но безусловно, «Победа» стала настоящей победой СССР по всем пунктам. В первую очередь, автомобиль продемонстрировал способность Советского Союза создавать современный продукт в лучших традициях науки и техники. И это в тот период, когда огромная страна переживала трудное время, пытаясь восстановить все то, что было разрушено за 5 лет войны. Поэтому автомобиль ГАЗ М-20 поистине является одним из символов Советского Союза, даже спустя десятилетия.